Фильм Сергея Тарасова "Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии" (1988) - это не только один из любимых фильмов моей юности, но и вообще одна из наиболее удачных экранизаций историко-приключенческих романов, которые когда-либо осуществили советские кинематографисты. Фильм снимался в Румынии, в замке Корвинешть, в Чехии, в замках Кост и Пернштейн, ну и, конечно же, украинской Хотинской крепости, уже знакомой по тарасовской же "Черной Стреле" (1985) и "Мушкетерам" Юнгвальд-Хилькевича (1979). Вероятно, поэтому картина получилась довольно масштабной, захватывающей, хотя и, с точки зрения нынешнего привередливого циничного зрителя, несколько наивной. Главным достоинством тарасовского "Квентина" является, во-первых, наличие научного консультанта-оружиеведа Михаила Горелика (доспехи в фильмах "Черная стрела", "Бейбарс", "Гибель Отрара", "Рыцарский замок", "Борис Годунов", "Царь Иван Грозный", "Ермак", "Рыцарский роман"), а, во-вторых, наличие целой плеяды талантливых актеров: Юрия Кузнецова, Леонида Кулагина, Бориса Хмельницкого, Александра Лазарева-старшего, Ольги Кабо, Бориса Химичева, Александра Пашутина и др. Сюжет приключенческого романа Вальтера Скотта, посвященного эпохе т.н. "Бургундских войн", пришлось несколько изменить, что, впрочем, не сильно испортило общее впечатление от просмотра. Специально для знаменитого каскадера Александра Иншакова режиссер Тарасов, занятый в картине самолично, выдумал несуществующую в книге роль наемника Хорста, эффектно орудующего боевой секирой. Покойный Робин Гуд-Хмельницкий неожиданно пробудил в себе "горячие цыганские корни", а Юрий Кузнецов в роли королевского прево - это просто вылитый "полковник МВД Мухомор XV века"! Молоденькая студентка-стажерка (тогда еще!) Ольга Кабо бесподобна в роли графини Изабеллы. Особенно увлекает зрителя ее прекрасная песня-пастораль на подлинную средневековую мелодию, которую ныне можно услышать в столь любимой толкиенистами "О, Элберет Гилтониэль!" Автором ее является таланливый композитор Игорь Кантюков, прославившийся сочинительством музыки к костюмным картинам, и выбор ее в качестве основы для саундтрека фильма, бесспорно, является удачным решением его создателей. Исполнитель роли храброго шотландца Александр Кознов играет, на мой взгляд, вполне достойно, без лишнего пафоса и дешевых реплик. Постановки поединков, батальных сцен - не самое сильное место фильма, заметно немало откровенных ляпов вроде кремневок вместо скопитусов и ручных кулеврин, хотя, надо сказать, реконструкторское движение тогда у нас только зарождалось, и судить о подцензурных советских костюмных экранизациях той поры с позиции современного "матерого ролевика" несколько неправильно. Одним из достоинств фильма является и его довольно малый хронометраж, всего лишь какие-то 86 минут экранноно времени. При этом, что характерно, ни один из персонажей, ни один из ключевых моментов сюжета романа не обойден заслуженным вниманием, кроме, разве что, инфернального ученого астролога да полудурков Труазешеля с Петитом Андэ, которые все ж таки мелькают в самом начале. Не слишком удачен, на мой взгляд, выбор актеров на роли главных государей - Людовика XI Французского и Карла Бургундского. Лазарев-старший, конечно, большой талант, но внешне он похож на исторического короля Франции еще меньше, чем Александр Филиппенко - на Ричарда III Глостерского (см. "Черная Стрела"). Суровый же Яковлев в роли герцога Бургундии вообще выглядит каким-то Дракулой, кстати, почти что современником описанных событий (1468). Но, быть может, "портретное сходство" здесь совершенно излишне, а профессионально-театральная игра Лазарева и Яковлева с лихвой компенсирует подобные вольности? Вообще, главное преимущество "наивных" экранизаций бывшего комсомольского функционера Сергея Тарасова - это его искусство собрать воедино такие таланты, которые способны передать не только весь темперамент и неподдельность чувств людей прошлого, но и и особености их менталитета, выражавшиеся в суеверной религиозности и приверженности сословным традициям. И не важно, идет ли здесь речь о графине-наследнице, о бедном наемнике-шотланце, или же о нищем бродяге-цыгане Хайраддине. И это - то, что современным, изрядно "натасканным" спортсменами-реконструкторами "кинозвездам" удается на экранах лишь в исключительных случаях.
|