Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: Сашура 
Дата внесения:  2011-05-20     Просмотров:  1092

ТРЕТИЙ ТАЙМ


Аннотация

В основе фильма реальный факт - футбольный матч между немецкой командой и командой, советских военнопленных, бывших "Динамовцев".
Это произошло в Киеве 22 июня 1942 года. Предвидя возможность проигрыша, немцы ставили условие - поражение или смерть. В случае победы немцев советским футболистам была обещана свобода…


Фильм

Режиссер: Евгений Карелов
Сценарист: Александр Борщаговский
Оператор: Сергей Зайцев
Композитор: Андрей Петров
Художник: Борис Царев
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1962
Премьера: 11 апреля 1963
Актеры: Юрий Волков, Владимир Кашпур, Леонид Куравлёв, Юрий Назаров, Вячеслав Невинный, Глеб Стриженов, Геннадий Юхтин, Алексей Эйбоженко, Валентина Шарыкина, Игорь Пушкарев, Александра Данилова, Лидия Драновская, Эрвин Кнаусмюллер, Александр Метелкин, Николай Новлянский, Владимир Пицек, Георгий Светлани, Валентинс Скулме, Валентина Маркова, Виллу Томингас, Альфред Зиновьев, Евгений Папцов, В. Ланге, Михаил Огоньков, В. Черный
Жанр: военный фильм, драма, спортивный фильм

Полиграфия

    

Характеристики диска

Издатель Мастер Тэйп
Упаковка Amaray
Дата релиза /Год 2009
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD5
Размер двд /Gb 3.95
Формат видео /AR 4:3 (2,10:1) LetterBox
Аудиоверсии /Kbps Русский DD2.0(384)
Субтитры Нет
Бонусы Нет

Структура диска

    

Меню и логотип





Скриншоты к фильму













Комментарий к обзору

Третий тайм
Мосфильм, 1962 г.
Режиссер: Евгений Карелов
Производитель издания :Мастер тэйп, 2009 г.
Объем диска: 3.95 Гб.
Звуковая дорожка: 2.0.(384)

Меню озвученное и анимированное.

Изображение с невысокой четкостью, звук приемлемый.




Отклики

#1  
Дата: 2011-05-20 12:35
BARTON   Страна: 
Откликов: 4941
Обзоров: 2498
Спасибо за обзор Сашура!!!

Комментарии посетителей сайта Кино-Театр.РУ
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7233/forum/

№ 1 Шумилин П.А. (Пенза) 19.03.2008, 21:51
очень жаль, что такие великолепные фильмы не показывают по тв. заполонили экран идиотскими сериалами и чернухой. смотреть тошно,

№ 2 Ирина К. (Москва) 25.03.2008, 14:30
Я знаю этот тяжелый прекрасный фильм. Все замирает от проникновенной игры актеров. Понятно, что его мы уже никогда не увидим, времена не те. Фильмы исчезают и вместе с ними уходят памятники тому времени. Книги уже никто не читает, а кино ставят другое.

№ 3 фамилия имя (новосибирск) 2.04.2008, 20:12
фильм потрясающий, видел только по ТВ и то не весь. эх, вот бы где-нить скачать...

№ 4 Юлия Медведева (Москва) 30.04.2008, 12:49
Этот великолепный фильм очень редко показывают. Нынешней молодежи необходимо показывать такие фильмы, воспитывать в них чувство Родины и патриотизма.

№ 5 Ирина К. (Москва) 30.04.2008, 13:05
Очень многие фильмы необходимо показывать, очень многие. А я его видела давно и на всю жизнь запомнила Кашпура. Этот фильм можно ставить рядом с "Судьбой человека", "Чистое небо" и многими другими, которые молодежь,боюсь, никогда и не увидит.

№ 6 Калашлинский Александр (Вознесенск Украина) 29.07.2009, 22:57
Категорически не согласен.Этот фильм как раз и нельзя показывать.Никогда и никому. И уж тем более сравнивать с "Судьбой человека". Потому, что когда за дело брались эти, так называемые, "инженеры человеческих душ" происходила полная профанация понятия патриотизм. Ради художественного вымысла в этом фильме пожертвовали исторической правдой. Меня, тогдашнего 10-летнего мальчишку нетрудно было обмануть и заставить ненавидеть немцев. Вот такое у нас было патриотическое воспитание, замешанное на ненависти и лжи. Через много лет, уже будучи взрослым человеком, я узнал всю правду о том. а точнее о тех матчах и не перестал уважать футболистов. Обыденность с которой уничтожались тогда люди, еще страшнее, чем псевдогероика этого фильма. И последнее замечание. В фильме значительный промежуток времени посвящен футболу, а вот этого как раз нужно было избегать Ведь по полю бегают и пинают мяч люди в футбол никогда не играшие. И это окончательно подрывает доверие к фильму.

№ 7 Кариков Сергей (Харьков) 25.08.2009, 16:05
Этот фильм помогает воспитывать лучшие чувства. По моему мнению, псевдогероики в нем нет - сужу по ощущениям от просмотра, от игры талантливых актеров. Геннадий Юхтин, Юрий Назаров, Леонид Куравлев, Глеб Стриженов и другие, кто снимался здесь, сыграли ярко и убедительно - как и в других фильмах, где участвовали. В "Третьем тайме", как и в повести Александра Борщаговского, есть легенда о подвиге - но легенды в искусстве существуют всегда, оно не является механическим воспроизведением событий. Просмотр фильма и прочтение повести дают основания ненавидеть не немцев (кстати, герой Борщаговского доктор Майер, который спасает травмированного в игре Павлика Сквирского - тоже немец), а фашизм, прославляя тех, кто с ним боролся во всех обстоятельствах. И это - важнейший идейный заряд, нужный всем поколениям.

№ 8 pianomanrus (Москва) 6.09.2009, 04:00
Калашлинскому Александру.

Вы пишете: "Меня, тогдашнего 10-летнего мальчишку нетрудно было обмануть и заставить ненавидеть немцев. Вот такое у нас было патриотическое воспитание, замешанное на ненависти и лжи".

Впервые слышу (вижу), как совершенно открыто человек горько сожалеет о том, что в детстве ненавидел врага, напавшего на нашу Родину! Мало того, в этом, оказывается, повинно наше советское, патриотическое воспитание! Но ведь здесь только одно и возможно: Либо вы лЮбите немецких фашистов, приехавших к нам поиграть в футбол, и тогда вы живёте во вражеской стране, либо советское патриотическое воспитание заставляет вас "ненавидеть немцев", на данный исторический момент - врагов всего советского народа!

№ 9 Дэн (Харьков) 7.09.2009, 18:29
Хороший фильм. Смотрел еще студентом, запомнил. Потом прочитал книгу Борщаговского. Сценарий довольно близок к тексту. Очень запомнился Глеб Стриженов в роли Рязанцева (кстати, в ролях не указано, кого он играет).

№ 10 Елена (Тверь) 9.09.2009, 16:51
Когда смотрела фильм, были слезы на глазах. Пронзительная концовка, когда вратарь бросает мяч с криком "Держите!". Это - прощание ребят с нами, их завещание нам. Сколько же людей, таких как эти парни, забрала та война. Спасибо, что этот фильм помнят и смотрят.

№ 11 Аблесимов (Зарубино) 1.10.2009, 10:36
Замечательный фильм. Хороши съeмки футбола.

№ 12 Сергей Дементьев (Москва) 4.10.2009, 05:12
Придется по некоторым моментам согласиться с Калашлинский Александр. Когда говорят, что фильм основан на реальных событиях - меня умиляет полнейшая некомпетентность людей, написавших такое. Миф о "матче смерти" уже лет как 15 в печати известен. Кстати, "автор идеи" мифа - Лев Кассиль. Много на эту тему писал недавно А.Т. Вартанян, есть и у меня опубликованная статья по данной теме. А реальность оказалась куда прозаичнее, нежели повесть Борщаговского.
Но если убрать "фильм основан на реальных событиях" - получается хорошее, качественное героическое кино с патриотическим и спортивным подтекстом. Для воспитания патриотизма оно очень хорошее. И надо показывать такое кино!
Ирина К., а вот Кашпура я перестал уважать (как человека) с 2005 г. Человек гонится в конце жизни за "звонкой монетой", и мне просто стыдно за очень хорошего актера. Вначале играть в "Третьем тайме" и в "Батальонах просят огня", а потом сняться в "Сволочах" может только "перевертыш"...

№ 13 Ирина К. (Москва) 4.10.2009, 08:09
Сергей, соглашусь с тем, что снялся в "Сволочах". Я не смотрела, но все, что связано с этим фильмом читала и поэтому мои мысли сойдутся с Вашими, возможно, если посмотрю. Но смотреть не буду. А о фильме писала, детское восприятие.

№ 14 Дэн (Харьков) 5.10.2009, 16:14
Этот фильм, как и "Служили два товарища", по моему мнению - лучшие режиссерские работы Евгения Карелова. Подкупает умение показать психологию героев, причем без пафоса. Очень жаль, что такой талантливый мастер кино трагически погиб.

№ 15 Федорчик (Люботин) 3.11.2009, 10:07
Кто помнит, как по фильму зовут героя Игоря Пушкарева?

№ 16 Елена (Тверь) 12.11.2009, 18:36
А Юрий Волков - он играл Соколовского?

№ 17 Руденко (Владивосток) 27.11.2009, 18:35
Отличие фильма от книги - то, что Савчук (Невинный), как хотел, выходит на поле для участия в матче - и в результате вместе с остальными советскими футболистами оказывается обречен на расстрел (из книги ему в этом передана часть образа Седого). В остальном Александр Борщаговский, как сценарист, сохранил основу своей повести "Тревожные облака". Очень достойный фильм о Великой Отечественной.

№ 18 Серж (Харьков) 1.02.2010, 09:23
Еще одно отличие - развитие счета матча (по фильму немецкая команда выигрывает первый тайм 3:0, а наши футболисты отыгрываются и выходят вперед уже во втором; по книге уже в первом тайме наши ведут 3:2, после чего в перерыве и получают предупреждение о расстреле в случае окончательной победы).

№ 20 Игорь (Москва) 18.03.2010, 09:03
Вчера обратил внимание, как же похож внешне Геннадий Юхтин на нашего легендарного вратаря Льва Ивановича Яшина ! Жаль, что фильм про Яшина не сняли, когда Юхтин был помоложе !

№ 22 george (Москва) 18.03.2010, 13:25
Этот прекрасный фильм я бы показывал сытым и гладким футболистам-миллионерам перед каждой международной игрой. Вот он - патриотизм в лучшем смысле этого слова! Не в баварском пиве и в копченой колбасе счастье! Да и не в "Мерседесе" тоже. Тут цена вопроса подороже - единственная жизнь! Футболисты отдают ее за один проход между оборванных и голодных, но гордых за своих футболистов зрителей-киевлян. Этот проход дорогого стоит! Согласен с Игорем, что Геннадий Юхтин похож на Льва Яшина. Они почти ровесники - Юхтин на три года младше. Когда вратарь Дугин берет в прыжке мяч с пенальти, сердце замирает и комок подступает к горлу - эти прыжком он подписывает себе смертный приговор. Еще хотелось бы отметить актерские работы Юрия Волкова и Глеба Стриженова.

№ 23 Andrey (Москва) 18.03.2010, 21:24
Показывать, конечно, можно, только вряд ли это поможет. Для начала, надо научиться хорошо и стабильно играть в футбол, а для этого нужно много и ежедневно тренироваться. И потом, всего два года назад заняли третье место на чемпионате Европы, не прибегая к таким мерам. Нужно мастерство и стабильность, а это, повторяю, ежедневный труд. Кстати, когда наши футболисты не были "сытыми и гладкими миллионерами" они, бывало, тоже не попадали на чемпионаты мира и Европы (70-80-ые годы).

№ 24 Александр (Киев) 7.04.2010, 23:46
Хотелось бы, может и с опозданием, ответить №12 -- Сергею Дементьеву и заступиться за прекрасного актера Владимира Кашпура (ныне покойного). Назвать человека "перевертышем" за то, что он снялся в фильме "Сволочи"...! Это, по крайней мере, безнравственно. Кашпур знал войну не по наслышке (прочитайте его биографию). Сыгранная им двухминутная роль без слов в конце фильма -- просто потрясающая. Я не хочу на этой странице рассматривать сам фильм, но Сергей, как можно переносить свое мнение о картине на актера, отлично сыгравшего роль и говорить, что он погнался за деньгами. Может заклеймим и Краско, и Андреева... Они тоже там снимались. И Вас, за то, что Вы его посмотрели. Ведь актер снимаясь, часто даже не знает сюжета фильма. А "Третий тайм" люблю с детства. Как мне, киевлянину, его не любить (хотя сцены самого матча немного портят фильм).

№ 25 Евгений Гейндрих (Чикаго) 27.07.2010, 04:20
Никакой ненависти к немцам этот фильм не вызывает. Как человек, в чьих жилах течёт и немецкая кровь, я особенно обострённо это чувствую. Напротив, один из немногих, снятых в 60-тые фильмов, где немцы показаны не как безликая масса оккупантов, въезжающих в украинские сёла на мотоциклах, охраняющих бараки концлагерей со "Шмайсерами" и немецкими овчарками, играющих на губной гармошке "Ах, мой милый Августин", и угощающих какую-нибудь доверчивую местную девчушку эрзац-шоколадом, а как люди, которым не чуждо ничто человеческое, в данном случае – самозабвенно любить футбол, и главное, знать толк в этой великой игре. Кроме упомянутого уже здесь спортивного врача, у меня лично симпатию вызывает и капитан немецкой команды, осмелившийся заявить своему майору "Спорт вне политики", а после одёрнувший своего партнёра за откровенную гпубость... Ну а то что никакого "матча смерти" на самом деле не было и никто непосредственно за футбол не был репрессирован, так это всем теперь хорошо известно. Так ведь фильм, строго говоря, и не может претендовать ни на какую историчность. Фамилии игроков, названия команд, дата проведения матча – всё вымышлено. Даже название города нигде не упоминается, хотя всем понятно, что действие происходит именно в Киеве. К тому же, у нас добрая половина фильмов о войне рассказывает о событиях, которые никогда не происходили, а то вовсе не могли происходить в силу обстоятельств. По-моему, назначение высогого искусства - не слепо следовать хронологии событий, а пробуждать у зрителей и читателей высокие чувства и давать нравственный урок. А нравственный урок этого фильма замечательный! Любовь к своей стране, способность сохранять честь и достоинство в любой ситуации, честная бескомпромиссная спортивная борьба, порой вопреки рационализму и прагматизму, даже если на карту поставлена сама жизнь.
Другое дело, я согласен, что сцены самого футбола, снятые на редкость непрофессионально, несколько портят впечатление от картины. Кроме того, мне лично многое не понятно по ходу самой игры. Почему Савчук, остановивший мяч руками в собственной штрафной, не был тут же (ещё до пробития пенальти) удалён? Кто позволил выйти на поле Рязанцеву, изначально вроде бы не заявленному на игру? И главное, каким образом в середине второго тайма, при счёте 3:3, команды снова оказались в раздевалке, где нашим и был предъявлен ультиматум? Перерыв в футболе всегда только один, никаких тайм-аутов, как в баскетболе, здесь не предусмотрено. Выражение "третий тайм" - по сути своей аллегорическое, фигуральное, а здесь и вправду получился настоящий полноценный третий тайм.

№ 24 Александр (Киев) 7.04.2010 23:46!
Очень долго думал - отвечать или нет...
Голубчик вы мой! Я говорил лишь только о человеческих качествах Кашпура и его внутреннем мире. Но никак не о Кашпуре-актере (чего уж говорить - Большая величина). Да и с биографией его знаком (в 40-е гг. был штурманом военной авиации, но в Великой Отечественной не участвовал - 1926 г.р. очень неохотно отправляли на фронт). А вот мозгами думать большинство актеров при чтении сценариев сейчас перестали (здесь надо брать пример с А. Мягкова и А. Збруева)! А согласиться играть в "Сволочах", значит измарать себя в нечистотах, что и сделали Краско-мл. и Андреев. При этом я не говорю о его игре в этом фильме. Я говорю о его участии в этой "дешевой агитке" как факте его биографии. А за деньгами он в 2000-2005 гг. "гонялся" - посмотрите его фильмографию (точнее, сериалографию) и оцените ее уровень.
А "перевертышей" хватает во всех сферах (не только в кино) нашей жизни - в политике и общественной деятельности их сейчас пруд пруди.

№ 27 Константин Кариков (Харьков) 27.11.2010, 16:19
Заслуженный статус кинолегенды. Очень хорошо для своего времени и полезно для нынешнего

№ 28 Илья Б. (Иркутск) 19.01.2011, 17:44
Ответ на пост №23. Вы посмотрите на дату съемок фильма - 1962 г. В 1956 стали олимпийскими чемпионами, в 60-м Чемпионами Европы, в 64-м серебряные призеры и то по случаю жребия.
А насчет нынешнего племени - вроде и играть научились, но когда наступает время ответственных матчей, то куда-то пропадает это умение и сливаем всяким Словениям.

№ 29 Andrew (Москва) 19.01.2011, 20:39
Ответ на пост № 28.
Вы посмотрите на дату съемок фильма - 1962 г.
И чего мне на нее смотреть? Вы посмотрите о чем писал № 22, которому я ответил. Я что о дате создания фильма с ним спорил? И чего Вы мне перечисляете достижения сборной СССР в 50-е и начало 60-х годов. Что не видите, что я ответил № 22, который причину нынешних провалов сборной увидел в "сытости и гладкости футболистов- миллионеров". Вот я и привел ему примеры из советского прошлого, в котором были далеко не только Олимпиада-56 и чемпионат Европы-60. И отсутствие "сытых и гладких миллионеров" в советское время, отнюдь не гарантировало от провалов. Что же касается "нынешнего племени", как Вы выразились, то запомните: в футболе не бывает "всяких Словений". Как только начинаются "всякие" Словении, Албании, Израили, Словакии, так сразу же начинаются провалы. Для того, кто умеет играть, не существует "всяких" соперников, он их, кстати, всегда уважает. И с чего это Вы взяли, что "вроде и играть научились"? Это смеху подобно:
но когда наступает время ответственных матчей, то куда-то пропадает это умение
Нет уважаемый, если не умеют играть ответственные матчи, то значит нет и самого умения. На то оно и умение, чтобы проявляться в ответственных матчах.

№ 30 Илья Б. (Иркутск) 20.01.2011, 08:34
Перечислю дальнейшие успехи советской сборной: бронзовые призеры в 3-х олимпиадах подряд в 72, 76, 80 годах, олимпийские чемпионы 88 года, серебряные призеры чемпионата Европы в 72 и 80. Т.е. без "миллионеров" успехи хоть и небольшие, но все таки были. К сожалению, российская сборная ничем порадовать не может. Даже последняя европейская бронза омрачается тем, с каким безволием мы проиграли оба матча испанцам с общим счетом 7:1. Да, испанцы бесспорно были хороши, но все остальные команды проигрывали им с разницей в один мяч. Если был бы матч за 3-е место с турками. то при всем моем патриотизме я бы не поставил на наших.
После отъезда ряда наших сборников в Англию история показала их несостоятельность. Очень быстро они сели на скамейки запасных, т.к. не привыкли они постоянно выкладываться. Я соглашусь с вами, что может быть несколько погорячился, сказав что нынешние играть научились. Нет, им, конечно, иностранный тренер привил некоторые тактико-технические данные, но не более.
Ну а мне, выросшем на советском футболе, жалко нынешнее поколение болельщиков так мало видевших побед.

№ 31 VOLAND 6.02.2011, 19:02
К посту №25
Ну а то что никакого "матча смерти" на самом деле не было и никто непосредственно за футбол не был репрессирован,
Позвольте с Вами не согласться, потому, что матчи в Киеве проводились и не только с "Люфтваффе", но и с сателитами Германии - Венгерской сборной, например и некоторых игроков той нашей сборной Гестапо расстреляло. Этот фильм
снятый по сценарию А. Борщаговского, написаный им в 1946г.,
всё таки оставляет в конце много вопросов о судьбе футболистов, хотя А. Борщаговский заканчивал так: "Всю команду автоматчики препроводили в концлагерь и в ту же ночь при ярком свете луны расстреляли на краю обрыва".
И счёт этой игры у него был 4:2, а в фильме 5:4, а если верить
Петру Северову газеты "Советская Украина" от 26 ноября 1943г., то счёт игры был 5:0. Но этот фильм и повесть А. Борщаговского - произведения художественные и на вопрос:"Как дальше реально сложилась судьба у футболистов?" - ответа не дают.17 ноября 1943г. газета "Киевска правда" пишет:" Этот матч стал последним в жизни динамовцев. Их сразу арестовали, а 24 февраля 1943 года на глазах всего лагеря во время очередного массового расстрела 42 человек убили и прославленных футболистов".
Тот же Петр Северов газета "Советская Украина" от 26 ноября 1943 рассказывает:"Из легковой машины выходит начальник концлагеря Пауль Радомский, беспощадный, постылый палач. Он останавливается перед вратарем Трусевичем, долго смотрит на него неподвижными туманными глазами:
- Как вы посмели... Я спрашиваю... как вы посмели... победить?.. Значит, вы решили опозорить в лице наших спортсменов немецкую расу?..- Радомский вытащил пистолет
- Приказываю всем лечь лицом вниз. - ...Грянул первый выстрел, второй, третий..."
И всё таки в газетах всю правду не рассказывали, лишь спустя
время удалось установить, что гитлеровцы расстреляли вратаря Трусевича, защитников Кузьменко и Клименко, Николая
Коротких. Удалось выжить Балакину, Гончаренко, Мельнику, Путистина, Свиридовскому, Сухареву. Впоследствии Макар Гончаренко рассказал в "Неделе"(№ 19 за 1984 год) что было
после "матча смерти":"На следующее утро во дворе завода стояла гестаповская машина Нас, участников поединка с "Люфтваффе", срочно доставили к управляющему... Нас отвели в гестапо, втолкнули в разные камеры. В течение трех недель ежедневно допрашивали, избивали, подсаживали провокаторов... Потом все мы встретились в камере смертников". Так что, истинна в сценариях и фильмах лежит всегда где то рядом.

№ 32 Сергей Дементьев (Москва) 6.02.2011, 22:59
Дражайший № 31 VOLAND 6.02.2011 19:02!
Вам в помощь роман-документ А.В. Кузнецова "Бабий Яр", а также целая серия публикаций А.Т. Вартаняна в газете "Спорт-Экспресс" - Летопись Акселя Вартаняна. Футбол в годы войны (24.11.2006-16.03.2007).
А также, для справки, П. Северов пользовался тогда непроверенными данными, поскольку еще тогда мало что было известно о тех событиях. Правда начала открываться много позже, к тому же награждение футболистов за "тот спортивный подвиг" состоялось лишь 20 лет спустя (заметьте, что все эти годы сами футболисты молчали), поскольку НКВД/МГБ/КГБ устанавливали факты тех событий, и руководство КГБ в итоге приняло решениеиспользовать те события в патриотических и воспитательных целях.
Ну и, опять же, для справки, П. Комаров ушел с немцами из Киева и жил в Канаде в 1970-е гг. (ни разу не был арестован немцами). Из состава "Старта" Г. Тимофеев и Л. Гундарев служили полицаями (позже были приговорены к 10 и 5 годам лагерей соответственно). Л. Гундарева от более жесткого наказания спасли положительные для него показания бывших футболистов-узников трудовых лагерей, в частности, Балакина. В 1961 г. он получил I судейскую категорию и судил боковым Чемпионат СССР 1961 г., представляя Караганду. Также был администратором стадиона в Караганде.

Как говорят нынче в Интернете, учите матчасть!
№ 33 pianomanrus (Москва) 7.02.2011, 01:15
Никоим образом никого не оспаривая, тем не менее слегка удивлён, что есть ещё люди, верящие в то, что КГБ (ФСБ) в 2006 году, имея в наличии людей кристально честных и преданных народу и только народу не только ни на кого не влияет (цензура), но даже заставляет того кому это по штату положено, публиковать только истинные, достоверные документы, которым мы, народ, просто не можем не поверить!

№ 34 VOLAND 7.02.2011, 16:06
К посту № 32 Уважаемый Сергей Дементьев (Москва),
Вы совсем невнимательно читаете посты, но зато лезете
сразу со своей матчастью или ссылками на источники своей
прочитаной литературы. Мой пост №31 был на реплику №25,
привёл цитаты газет 1943 года не потому, что в них верю я
или заставляю поверить в них верить кого либо, а лишь как
начало этой истории, которую подняли журналисты ...
Тем более дисиденту Анатолию Кузнецову сбежавшему в Англию, который старательно цитириовал профашисткую газетёнку "Новое украинское слово" в своём романе "БАБИЙ ЯР" и сериям публикаций А.Т. Вартаняна в газете "Спорт-Экспресс" - я тоже не считаю это за чистую правду, хотя бы потому что и Макар Гончаренко цитату которого приводил ниже, после 1991 года поменял свои прежние показания до наоборот. Публикации описаний матчей в газете "Новое украинское слово" и например у доперестроечного Гончаренко до крайности противоположные. Ваши и А.Вартаняна объяснения мне понятны - развенчивание мифа о так называном Л.Касилем "Матче смерти",но ведь и сам А.Вартанян не закончил до конца своё расследование и не знает были ли поставлены условия проигрыша немецким руководством команде "Старт" на "матче - реванше"
9 августа 1942г. и утверждать, что такого не было и не было
против команды никаких репресий со стороны немцев тоже нельзя. Олег Ясинский в своей статье "«Старт» — Flakelf —
«матч смерти»?" от 22.02.2008г. имеет предположения на этот
счёт, но опять же доказательств никаких нет. Есть версии, но
нет точного ответа даже о причинах ареста футболистов
гестаповцами и правильно здесь пишет Олег Ясинский "Высказывают мнение, что матч-реванш 9 августа 1942 г. считать «матчем смерти» нельзя, так как украинские футболисты арестованы только через 9 дней после окончания игры.Объяснить это можно следующим образом. Первоначально оккупационные власти не придавали особого значения проигрышу немецкими футболистами повторного поединка. Но когда на протяжении недели слухи о поражении команды Flakelf получили широкую огласку среди населения Киева и за его пределами, несмотря на полное отсутствие каких-либо сообщений в местной прессе, немецкая администрация крайне негативно и болезненно отнеслась к данному событию. Подрывался спортивный престиж
немецких вооруженных сил, наносился моральный урон армии со стороны «унтерменшей» (человекообразных), как любили называть киевлян «освободители» в пылу гнева".И далее:"Арест без предъявления обвинения украинским футболистам, с последующим заключением в Сырецкий концлагерь, в сознании киевлян, переживших ужас оккупации, являлся предпосылкой к смерти, независимо от чего она могла наступить в месте заключения — нарушения правил лагерного режима, оказавшись в расстрельной команде или по воле иного случая. Будучи свидетелями массовых расстрелов десятков тысяч людей в Бабьем Яру, рядом расположенный Сырецкий концлагерь считался местом смерти, поэтому ничего удивительного нет в том, что матч-реванш 9 августа 1942 г. с командой Flakelf ими расценивался как "матч смерти"".Поэтому не будем доказывать то, на что правдивых ответов пока нет, а громить художественные мифы это проще простого.

№ 35 телеман 7.02.2011, 18:07
Насколько мне известно,футболисты были прикреплены к хлебозаводу.И подполье,в том числе и футболисты,сделали диверсию,отправив военному командованию партию отравленного хлеба.За это и были кто расстреляны,кто в концлагеря попали.Так что так называемый"матч смерти"и арест футболистов вроде бы никак не связаны

№ 36 VOLAND 7.02.2011, 21:16
Телеман, Вы выдвинули одну из самых негодных и неправдоподобных версий (а их было много) предъявленых команде "Старта" гестаповцами в обоснование их ареста , но они то и в цеха хлебозавода были невхожи - работали на територии разнорабочими. Это одна из версий про арест команды "Старт" Гестапо, потому что хлеб был начинён осколками битого стекла, но не отравлен как у Вас. Предложил же футболистам работу на 1-м хлебозаводе Киева вновь назначеный директором при немцах большой любитель футбола Иосиф (Йозеф) Кордик, моравский чех "киевского разлива" с примесью арийской крови, в связи с чем удостоился чести именоваться фольксдойче и они не отказались работать
там. А насчёт "матча смерти" я не хочу повторяться - очень
хорошо выразился Олег Ясинский цитаты которого я привёл
в конце своего 34-го поста.

№ 37 Евгений Гейндрих (Чикаго) 10.02.2011, 10:27
Конечно, можно по определению не доверять роману "Бабий Яр", просто потому, что автор не захотел – или не смог – жить в Совке, а заодно с ним и Вартаняну (ну а этот-то чем не угодил?). Можно в противовес им приводить другие данные, менее проверенные и оттого менее надёжные. Можно называть версию о битом стекле "одной из" и "негодной" (хотя все известные мне источники ссылаются на неё, как на единственную и доказанную – другое дело, было это пресловутое стекло истинной причиной или всего лишь формальным поводом для ареста). Можно вообще долго размышлять и рассуждать на данную тему. К числу же неоспоримых фактов, о которых не знает только ленивый, относятся следующие:
1. Матчей летом 1942 г. в Киеве было 10 а не 1, а непосредственно с немцами – 2.
2. Соперниками киевлян в этих двух были зенитчики, а вовсе не "Люфтваффе", и уж явно никакой не "Легион "Кондор" (это вообще название соединения времён Гражданской войны в Испании)
3. Никакого матча 22 июня не было (в 1942 г. это был понедельник, "нефутбольный" день)
4. Ни 6 августа, ни 9 августа (после матча-реванша) никто не был арестован, а тем более растрелян.
Именно эти факты дают мне основание утверждать, что "матча смерти" не было, а была серия матчей между киевлянами и оккупантами, послужившая основой этого сильного, талантлтвого, с комом в горле и слезами на глазах, но совершенно не исторического фильма.
Бесспорно, отношения между "новой властью" и футболистами складывались непросто – всё-таки это были молодые боеспособные мужики, которые, повернись судьба по-другому, могли бы оказаться в РККА с оружием в руках. И всё-таки уверен, что, организуя эти матчи, немцы ставили цель не доказать своё "превосходство" (Великий Город, "Мать городов русских" и так уже был им отдан – чего ещё доказывать-то?), а именно показать человеческое лицо "новой власти", наладить отношения с гражданским населением. И если кто-то и поплатился за футбол свободой и жизнью, то, видимо, потому что ситуация стала складываться не по намеченному заранее сценарию, или у кого-то "отказали тормоза".
А "развенчивать миф" я и не помышлял - его уже "развенчали" до меня