Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON 
Дата внесения:  2007-10-21      Дата обновления:  2008-10-18     Просмотров:  2279

ОХОТА НА ЛИС


Аннотация

Два юнца избили рабочего и были справедливо наказаны: один получил условный срок, а другой попал в колонию. Но потерпевшего не покидает мысль о том, как теперь сложится судьба подростков. Он начинает регулярно ездить на свидания с заключенным в надежде достучаться до его сердца…


Фильм

Мосфильм, 1980, цв., 97 мин.

Психологическая драма.

В ролях: Владимир Гостюхин, Ирина Муравьева, Игорь Нефедов, Алла Покровская, Дмитрий Харатьян, Игорь Безяев, Валентина Сафонова, Александр Турков, Юрий Леонидов, Юрий Михеенков, В. Агурейкин, Михаил Бочаров, Галина Бочарова, Шавкат Газиев, С. Горемыкин, С. Дмитриев, А. Ерохин, Маргарита Жарова, А. Платов.

Режиссер: Вадим Абдрашитов.
Автор сценария: Александр Миндадзе.
Оператор: Юрий Невский.
Художник-постановщик: Владимир Коровин.
Композитор: Эдуард Артемьев.
Звукорежиссер: Ян Потоцкий.
Монтаж: Роза Рогаткина.

Специальный приз жюри фильму и за лучшее исполнение мужской роли (В.Гостюхин) МКФ в Сан-Ремо-82 .

Полиграфия

    

Полиграфия в высоком разрешении

Front     Disc     

Характеристики диска

Издатель Крупный План/Отечественное кино XX века
Дата релиза /Год 2007
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD5
Размер двд /Gb 4.17
Формат видео /AR 4:3(1,33:1)
Видеобитрейт /Mbps 5.40
Аудиоверсии /Kbps Русский DD2.0(192)
Субтитры Нет
Бонусы Видеосюжет "МОСФИЛЬМ" ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Структура диска

    



Меню и логотип





Скриншоты к фильму

















Видеоклип в оригинальном формате

VIDEO • MPEG2

Комментарий к обзору

pipopolam.narod.ru

Производитель: Крупный план
Регион: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
Видеоформат: PAL (прогрессивный)
Формат кадра: 4:3
Cоотношение сторон картинки (ширина/высота): 1,31
Звуковые дорожки: Русская DD2.0 (на самом деле моно)
Субтитры: нет
Тип диска: DVD5
Тип бокса: amarey
Суммарный объем данных на диске (директория VIDEO_TS): 4 485 156 864 байта


VHS:






Отклики

#1  
Дата: 2007-10-21 10:34
BARTON   Страна: 
Откликов: 4941
Обзоров: 2498
Александр Миндадзе:«Ощущаю внутреннюю несвободу»

***

mega.km.ru

Фильм, рожденный между социальной реальностью и социальным мифом, в отрицании идеологии жизнью. Провидческий, «перестроечный», он намного опередил время. И открыл главную тему в многоликом творчестве Миндадзе и Абдрашитова: возможности личности в ситуации прессинга социума. Люди и фантомы, бытие и инобытие.

Когда фильм вышел на экраны в 1980, в немногих, преимущественно окраинных кинотеатрах, появились и первые отзывы прессы. Утверждали: фильм о взаимоотношениях поколений; герой его настоящий рабочий человек, взявший на себя нелегкую ношу наставничества; его антипод из трудных ребят с отклоняющимся поведением. Так изначально фильм был помещен в матрицу расхожей социальной схемы, знакомого социального мифа. В то время, как сценарий Миндадзе и экранное решение Абдрашитова были исходно направлены на демифологизацию реальности.

Сценарий был написан еще в 1977 году по заказу «Ленфильма». К нему примеривались разные режиссеры. Один из них, например, собирался преобразить главного героя из рабочего в реставратора. К счастью, сценарий вернулся на «Мосфильм» и нашел действительно своего режиссера.

Еще задолго до начала съемок был счастливо найден исполнитель главной роли, идеально отвечающий самой сути образа. Не чертами лица, но типом и какой-то внутренней силой напоминающий лицо молодого Шукшина. Владимир Гостюхин был без проб утвержден и стал своеобразным камертоном органичности и жизненной правды. На роли молодых режиссер решил взять не актеров, а ребят из той же социальной среды и схожими судьбами. «Пошли» в такой народ — в парки, пивные, подворотни; посмотрели сотни, отобрали несколько десятков, записали встречи и беседы с ними на видео. И ни одного живого лица, ни одной пусть даже со знаком минус, личности. Тогда обратились к молодым, не примелькавшимся актерам. Игорь Нефедов, Дмитрий Харатьян — их режиссер как бы психологически разгримировывал под тех, реальных.

Павильонные съемки отнесли в конец. Сперва отсняли суд и колонию города Алексина. Здесь какое-то время жили, подолгу беседовали с заключенными и воспитателями, столовались вместе. Так, чтобы ни нравственно, ни эстетически нельзя было дистанцироваться от снимаемого. И снова вспоминались те трудные ребята, которые пока еще были на воле. И те и другие, и там и тут пребывали, по словам режиссера, в каком-то плазматическом состоянии, представляли биомассу, внешне пассивную и агрессивную внутренне, готовую взорваться насилием, жестокостью.

Фигура главного героя — человека из народа, каких много — фокусирует основное драматическое напряжение фильма. В ней олицетворение главной, фундаментальной авторской мысли о драме человека, который масштабнее стереотипных социальных ролей, навязываемых ему социумом, отнявшим духовное измерение жизни, оставившим только бытовое. Работа, дом, мотоцикл, пивная, да еще военно-спортивная игра по пеленгации радиоприемников «охота на лис». Вот он весь тут.

Столкновение с молодым поколением, осознание того, что оно не хочет жить, как живет он сам, приводит Виктора Белова к отрицанию прошлого опыта и к начавшемуся возрождению. И тогда он сходит с дистанции очередной «охоты».

«Ты сделал антинародный фильм», — сказал режиссеру один из руководителей Госкино. И потребовал вырезать из фильма пять ключевых сцен. Режиссер четыре «отбил», одной пришлось пожертвовать.

Миндадзе и Абдрашитов создали фильм критический, жесткий, честный. В защиту духовных прав и свобод народа. И в этом смысле он был глубоко и выстраданно народен.
#2  
Дата: 2007-10-21 10:40
BARTON   Страна: 
Откликов: 4941
Обзоров: 2498
tv.46info.ru

Советский антисоветский фильм: <Охота на лис>

Когда в 1980 году фильм <Охота на лис> вышел на экраны, в немногих, преимущественно окраинных кинотеатрах, появились и первые отзывы прессы. Утверждали: фильм о взаимоотношениях поколений; герой его - настоящий рабочий человек, взявший на себя нелегкую ношу наставничества; его антипод из трудных ребят с отклоняющимся поведением. Так изначально фильм был помещен в матрицу расхожей социальной схемы, знакомого социального мифа. А ведь сценарий Александра Миндадзе и экранное решение Вадима Абдрашитова были исходно направлены на демифологизацию реальности. Фильм <Охота на лис> стал одним из самых советских и антисоветских одновременно. По материалу, типу героя, фактуре жизни - насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической-тотально антисоветский. Полное недоверие господствующей идеологии и мифологии и полное доверие самой реальности. И в этом смысле было важно все: предпочтение, отдаваемое подлинным интерьерам перед самой хорошей, декорацией; выезд на съемки в провинцию, ближе к обыденной, среднеарифметической советской действительности; интерес к обычным людям в необычной ситуации. Павильонные съемки отнесли в конец. Сперва отсняли суд и колонию города Алексина. Здесь какое-то время жили, подолгу беседовали с заключенными и воспитателями, столовались вместе. Так, чтобы ни нравственно, ни эстетически нельзя было дистанцироваться от снимаемого. Вспоминались трудные ребята, которые пока еще были на воле. И те и другие, и там и тут пребывали, по словам режиссера, в каком-то плазматическом состоянии, представляли биомассу, внешне пассивную и агрессивную внутренне, готовую взорваться насилием, жестокостью. Фигура главного героя - человека из народа, каких много - фокусирует основное драматическое напряжение фильма. В ней олицетворение главной, фундаментальной авторской мысли о драме человека, который масштабнее стереотипных социальных ролей, навязываемых ему социумом, отнявшим духовное измерение жизни, оставившим только бытовое. Работа, дом, мотоцикл, пивная, да еще военно-спортивная игра по пеленгации радиоприемников <охота на лис>. Вот он весь тут. Столкновение с молодым поколением, осознание того, что оно не хочет жить, как живет он сам, приводит Виктора Белова к отрицанию прошлого опыта и к начавшемуся возрождению. Сценарий <Охоты на лис> был написан еще в 1977 году по заказу <Ленфильма>. К нему примеривались разные режиссеры. Один из них, например, собирался преобразить главного героя из рабочего в реставратора. К счастью, сценарий вернулся на <Мосфильм> и нашел своего режиссера. Вадим Абдрашитов в 1974 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Михаила Ромма и Льва Кулиджанова, и в 1977 году началось его сотрудничество с Александром Миндадзе (картина <Слово для защиты>). Вот уже больше двадцати лет режиссер и сценарист работают вместе, и каждый их новый фильм - открытие: <Остановился поезд> (1982), <Парад планет> (1984), <Плюмбум, или Опасная игра> (1986), <Слуга> (1988), <Армавир> (1991), <Пьеса для пассажира> (1995), <Время танцора> (1997). Еще задолго до начала съемок был счастливо найден исполнитель главной роли, идеально отвечающий самой сути образа. Дебютировавший в фильме Марлена Хуциева <Был месяц май> Владимир Гостюхин был без проб утвержден на роль и стал своеобразным камертоном органичности и жизненной правды. На роли молодых режиссер решил взять не актеров, а ребят из той же социальной среды и схожими судьбами. Пошли в такой народ - в парки, пивные, подворотни; посмотрели сотни, отобрали несколько десятков, записали встречи и беседы с ними на видео. И ни одного живого лица, ни одной, пусть даже со знаком минус, личности. Тогда обратились к молодым, не примелькавшимся актерам. Юные Игорь Нефедов и Дмитрий Харатьян каждый успели до <Охоты на лис> сняться в одной картине (соответственно <Пять вечеров> Никиты Михалкова и <Розыгрыш> Владимира Меньшова). Дальнейшая судьба актеров сложилась по-разному, как бы продолжив сюжет <Охоты на лис>: красавчик Харатьян, которого в картине мама с помощью ловкого адвоката спасает от тюрьмы, стал популярнейшим артистом, а талантливый актер театра Табакова Игорь Нефедов, по фильму отсидевший в колонии и за себя, и за дружка, стал выпивать и трагически погиб в 1993 году.


***


cinema.km.ru/

ВАДИМ АБДРАШИТОВ И АЛЕКСАНДР МИНДАДЗЕ. сойдя с дистанции...

Герою нужен жизнеутверждающий финал. Звучит бравурная музыка. Радует глаз зелень полей. Светит солнце. Начинается "охота на лис". Герой мчится напролом, прислушиваясь к писку сигнала в наушниках - и неожиданно останавливается, сходит с дистанции.

Легко представить себе зрителя, которому глубоко симпатичен "свой парень" Виктор Белов. Легко увидеть на его лице выражение растерянности и недоумения: в чем дело? Почему герой, который поступал всегда по справедливости, не стеснялся говорить правду-матку в глаза, пожалел своего же обидчика и помог ему досрочно выйти из тюрьмы, почему, повторяю, такой герой несправедливо оставлен авторами фильма на перепутье, а не увенчан лавровым венком победителя в "охоте на лис"? Почему не воздано по заслугам Вовику Беликову, который оказался таким неблагодарным и по сути дела предал своего "спасителя"?

И не найдя ответов на эти вопросы, зритель решит, что виной всему - эта странная и непонятная "охота на лис", которой герой неизвестно зачем отдавал столько физических сил и времени. А раз бросил - так к лучшему. Будет теперь проводить досуг в семье - с женой и сыном. Подработает где-нибудь: мотоцикл кому починит или мебель перевезет. Лишний рубль - и то неплохо. Может, и машину со временем купит. Он - парень работящий, и деньги его - честные. Чего же ему еще желать? Какой особенной жизни?

Признаюсь, что гипотетическая судьба героя, которую мог бы придумать гипотетический же зритель, увлекает и кажется вполне возможной. Но это был бы д р у г о й фильм о д р у г о м герое, хотя так заманчиво придумывать персонажам "послеэкранную" жизнь.

Авторами фильма "Охота на лис" вовремя поставлена точка, когда перед героем встает проблема выбора. Но что он выберет - выносится за кадр, для последующего размышления и обдумывания зрителем. Возможно, что кто-то предпочтет героя, живущего "сытой жизнью" и не беспокоящегося о каких-то там нравственных проблемах. А кто-то увидит человека, который прошел горнило моральных перемен и осознал необходимость поверять свою жизнь мерой духовности. Но было бы наивным думать, что однажды сделанный выбор и принятое решение могут определить раз и навсегда всю последующую судьбу. Разве не надо человеку время от времени останавливаться, сходить с дистанции, задумываться над своей жизнью, как бы счастлива она ни была?!

В очередной раз сценарист Александр Миндадзе и режиссер Вадим Абдрашитов оставляют своего героя наедине с собственной жизнью, которая уже не кажется такой внешне благополучной, как прежде. И нужно в ней что-то менять, от чего-то отказываться и в чем-то искать надежду. Как и в предыдущих лентах "Слово для защиты" и "Поворот", герой "Охоты на лис" оказывается в запутанном лабиринте человеческой жизни, откуда ему необходимо найти выход. Удастся ли это - вопрос другой, не так уж важный. Главное здесь - решимость человека не успокаиваться, не останавливаться на достигнутом, не отдаваться течению повседневной жизни. И ценно его упорство напряженно искать смысл. Несмотря ни на что.

Миндадзе и Абдрашитова интересует такой момент в судьбах героев, когда они находятся в разладе с самими собой и не могут найти душевного равновесия ("Слово для защиты") или уже изменили себе, перешли ту незримую границу, которая отчуждает человека от самого себя, хотя еще не потеряна окончательно способность испытывать острое чувство стыда за свои поступки ("Поворот").

Виктор Белов из "Охоты на лис", кажется, не имеет ничего общего с прежними героями Миндадзе и Абдрашитова. Начать следует с того, что это совершенно и н о й социальный тип, нежели персонажи первых двух фильмов, за исключением, может быть, Валентины Костиной из "Слова для защиты" (Правда, можно вспомнить сержанта Карпенко из "Весеннего призыва", поставленного Павлом Любимовым по сценарию Александра Миндадзе, однако это другой, во многом противоположный герою "Охоты на лис" характер). Белов - рабочий авиационного завода, передовик, честный парень, не любящий шумного славословия, но и сам не дающий себе никаких поблажек. Чем не положительный герой для очередного "производственного фильма"?! Но каков он изнутри, чем он живет?

Миндадзе открыл не известный нашему кино человеческий характер, который необычайно сложен, спорен - и тем интересен. Суть в том, что при всей внешней положительности Виктор Белов лишен внутреннего благополучия. История о том, как он стал случайной жертвой хулиганства двух подростков, а затем решил вызволить из тюрьмы одного из них, несправедливо, по его мнению, осужденного, - все это лишь высвечивает резким светом то, что и прежде было в Белове. Это и вызывает особую тревогу.

Виктор Белов написан Александром Миндадзе и (забегая вперед) сыгран Владимиром Гостюхиным как бы вопреки тем героям, которые завоевывают (иначе не скажешь) жизненные блага и симпатию зрителей при помощи своего нахальства и самоуверенности (пролетарское происхождение и т.д.). И порой у них нет ничего за душой. Персонаж "Охоты на лис" не бездуховен. Но так уж получается, что он привык действовать, не задумываясь над нравственным характером своих поступков. Человек действует и словно чувствует себя живущим. Жизнь оценивается по количеству сделанного и полученного. Наличие материальных благ принимается за благосостояние. И нет необходимости задаваться вопросами о смысле собственной жизни, о ее нравственности или безнравственности.

На первом плане "Охоты на лис", как мне кажется, такая проблема: как бездуховное вытесняет в человеке человеческое. Но в этом смысле сценарий более точен и определен, чем фильм, поступившийся во многом остротой замысла и приобретающий известную двойственность позиции. В сценарии целый ряд психологически верных, выразительных деталей с самого начала характеризуют наметившуюся в герое бездуховность.

Все поступки Виктора Белова имеют целью восстановление справедливости, порядка. Но это оборачивается его собственной несправедливостью. Уже в начале ленты Виктор, обознавшись, насильно задерживает какого-то паренька, а потом даже не думает извиняться. Если его избили два длинноволосых парня, значит, все они - шпана, сволочи. И вообще стрелять их надо из автомата. Вот такая своеобразная позиция. Раз преступники - так и нечего с ними церемониться.

Однако по воле судьбы Виктор Белов вынужден "взять шефство" над Беликовым и даже способствовать тому, чтобы его досрочно освободили из тюрьмы. В чем дело? Я не думаю, что Виктору стало просто жалко своего бывшего "обидчика". Принципиально важно то, что и в этом случае Белов борется за справедливость, исправляет "ошибку" суда. Он считает: если Костю Стрижака спасла от тюрьмы мать, добившись, чтобы ее сына признали невиновным, то за бедного Вовика Беликова, которого некому защитить, возьмусь я сам, Виктор Белов, и сделаю свое доброе дело.

Но в том-то и дело, что доброта Белова имеет все-таки прагматический, не во всем нравственный характер. Отчасти он делает добро из желания самоутвердиться, что, впрочем, заметно и по другим поступкам. Кажется, еще с детства, когда Виктор рос сиротой и чуть было не стал преступником, у него сохранилась эта неотступная жажда самоутверждения во всем, как бы мелочно это не было. Неясное внутреннее беспокойство заставляет Белова агрессивно встречать малейшее проявление недоброжелательности со стороны окружающих. И чем сильнее пренебрежение к нему, тем яростнее Виктор старается самоутвердиться. Возможно, он просто раним, а потому не признает никакого вмешательства извне.

Так строятся взаимоотношения Белова и с женой Мариной, которая, как ни странно, главенствует в семье. И не случайно он скрывает от нее поездки к Беликову в тюрьму, как будто совершает что-то постыдное. Не хочет огласки на заводе, чтобы не было лишних разговоров, потому что знает, просто уверен: не все поймут... Скажут, что за славой погнался, решил доброту своей души показать. Белов словно стесняется быть добрым.

Тем не менее он все-таки ждет благодарности от своего "питомца", рассчитывает на его вечную признательность и дружбу после освобождения: как-никак из тюрьмы выручил. Когда же Беликов уезжает вместе с друзьями (что вполне естественно), Белов принимает это как личное оскорбление. Еще во время шутливой игры в снежки у стен тюрьмы Виктор, попав в Беликова, говорит: "1:0 в мою пользу". Забавно, но именно так Белов делает свои добрые дела. 1:0 - значит в ответ он непременно хочет получить только добро. И ничего другого. На иное не согласен. А не получив особых, ожидаемых благодарностей от Беликова, Виктор сам идет на обострение отношений с ним.

Сценарий Миндадзе заканчивается тем, что Белов ввязывается в драку с Беликовым. Подоспевшим на выручку друзьям Вова заявляет: "Не надо, не трогайте его". Белов и Беликов как бы меняются местами. Вова отказывается от драки - и это его благодарность Виктору за все, что он сделал. Белов остается один. Итог плачевен. Герой оказывается таким же, как прежде. Доброе дело идет насмарку из-за него самого, не умеющего быть бескорыстным в своих мыслях и чувствах. Ничего не изменилось. И все-таки... Герою дается право на раздумье и право на выбор.

Думается, режиссер побоялся, что такой финал не будет понят. Поэтому он завершает фильм несколько метафорической по смыслу сценой, в которой есть определенная заданность, авторская подсказка для зрителя. Герой не знает, как ему дальше жить, он не слышит, выражаясь метафорически, сигнала своей души, поэтому на время сходит с дистанции.

Я отнюдь не враг метафоризма в повествовательном кино. Напротив. Но использование метафор в этом случае требует особого художественного такта, чувства меры. Метафора должна естественно р о ж д а т ь с я из самого повествования, ощущаться скорее интуитивно, чем осмысленно. В этом плане более удачным представляется эпизод в сценарии. Он помещен не в финале, а где-то в середине повествования и не выглядит демонстративным. Кружение Белова по лесу в поисках "лисы" передано как внутреннее состояние героя. Даже в этом занятии виден характер: "Виктор уходил, не глядя, раздвигая ветки, пригибаясь, будто и впрямь охотился". Метафорический смысл сознательно маскируется, заземляется:

"- Вы что-то потеряли?

- Сигнал, - сказал Виктор.

- Что?

Виктор постучал пальцем по наушнику.

- Ясно, - и люди в панамах стали смотреть на него с сожалением".

По сравнению с Русланом Шеверневым из "Слова для защиты" и Виктором Веденеевым из "Поворота" (кстати, оба сыграны одним актером Олегом Янковским) герой "Охоты на лис" - более сильный мужской характер. Он решителен, упрям, настойчив, всегда добивается своего, не знает сомнений. Казалось бы, такой мужчина должен нравиться Марине, жене Белова. И в свое время, безусловно, нравился. Но с течением времени, за 9-10 лет совместной жизни она поняла, что Виктор не так уж тверд, и не так сильна его воля. И разобравшись в этом, Марина стала навязывать мужу свои условия, стремясь подчинить его себе, осуществлять над ним постоянный контроль, как она делает это по отношению к сыну.

Конечно, ни о каком супружеском взаимопонимании не может быть и речи. Вряд ли дело только в том, что Виктор уклоняется от занятий с сыном, давно уже не испытывает особых чувств к жене. Возможно, в нем начался процесс атрофии чувств. Достаточно вспомнить такую сцену:

" - А помнишь, я тоже на улице плакала, ты за мной ходил...

- Когда это?

- Не помнишь? Я тогда еще невестой была.

- Невестой была, точно. Плакала. Боялась, что я тебя испортил и не женюсь.

- Да нет, не поэтому. Ты все забыл!".

Но, думается, главное, что мешает супругам счастливо жить (хотя все внешние черты счастливой, обеспеченной жизни налицо) - это подавление одним другого. Виктор все время хочет как бы убежать из-под опеки Марины. Видимо, и увлечение "охотой на лис" - это бегство, попытка ощутить себя самостоятельным, независимым человеком. Чего проще - бежишь, слушаешь сигнал, и все зависит только от тебя, ни от кого другого. Вот почему так расстраивается Белов после случившегося с ним происшествия: "Вся жизнь наперекосяк... Тут и тренировки, и отпуск - все, сволочи, поломали!". Тренировки и отпуск - как освобождение, возможность вырваться в другую жизнь.

В поездках к Беликову в тюрьму Виктор также находит свое удовольствие. У него появляется с в о я, тайная жизнь, о которой не знает жена, а поэтому не может вмешаться. Здесь Белов поступает один, и не нужно ни с кем советоваться. Когда же Марина узнает о том, что муж "пожалел" Беликова ("правильно сделал, ты молодец"), в миг заканчивается самостоятельная жизнь Виктора. И раздражение, вызванное уготовленной судьбой - безрадостным существованием в семейной жизни - толкает его на ссору с Беликовым в ресторане, как будто этот парень виновен во всем.

Любопытно проследить взаимоотношения Белова и Беликова на протяжении фильма, ведь это два совершенно разных поколения. Виктор - из тех, кто родился вскоре после войны, а Вова - 1960 года рождения. Что может быть между ними общего? Какое взаимопонимание?

ВАДИМ АБДРАШИТОВ И АЛЕКСАНДР МИНДАДЗЕ сойдя с дистанции...,часть 2.
Надо сказать, что для Александра Миндадзе и Вадима Абдрашитова вопрос о взаимоотношении поколений - один из самых важных. Еще в "Весеннем призыве" Миндадзе отдельно рассматривал, как с трудом находят точки соприкосновения два человека из одного поколения, но с разной судьбой - сержант Карпенко и бывший студент-москвич Алик Полухин.

Такое же соотношение героев и в "Слове для защиты". Ирина Межникова, 1947 года рождения, мучительно пытается понять свою ровесницу Валентину Костину, как будто явившуюся из прошлого века или из более далеких времен (не случайно ее называют современной Антигоной). Но и с более простым и понятным Русланом нет взаимопонимания. Более того - невозможно догадаться, какими они все были лишь десять лет назад, о чем говорили. С экрана смотрят какие-то незнакомые люди, снятые в свое время любительской кинокамерой.

И потому удивительно для Ирины, как быстро сходятся ее отец и отец Руслана, находят общий язык, хотя прежде вообще не знали друг друга. "А чего его искать-то, - отвечает на вопрос Ирины ее отец, - если у нас с Андреем Николаевичем, можно сказать, общая биография". Но и у молодых все вроде бы общее, схожее - учились в школе, вступили в комсомол, окончили институт, затем работали... Дело не только в том, что их отцы пережили более значительные события. Просто они поняли за свою жизнь, что человек не может существовать отдельно, сам по себе. И даже трудное время не уничтожило их внутреннюю уверенность, что в человеке останется человеческое, если он сам не смирится, не предаст себя.

Наташа и Виктор Веденеевы из "Поворота" - как бы поженившиеся Ирина и Руслан (конечно, с оговорками, что Наташа - иная, и т.д.). И между ними тоже нет взаимопонимания, нет счастья, хотя герои упорно делают вид, что все это у них есть. Когда Веденеевы выпутываются из сложного положения и готовы вновь зажить "долгой счастливой жизнью", все-таки у них возникает сомнение: а нужно ли?

Такой же вопрос, видимо, встанет скоро и перед Беловыми. Приближается критический период - 10 лет супружества, когда по данным социологов начинают распадаться вроде бы крепкие семьи. Но уже сейчас видна неустойчивость союза Беловых, хотя Марина принимает все усилия, чтобы его сохранить. Виктор бежит из семьи, предпочитая общение с Беликовым, который намного младше да к тому же хулиган, почти преступник. Что же тянет Белова к нему? Ведь раньше терпеть не мог "длинноволосых", называл всех сволочью, вел себя агрессивно с ними, будто завидуя их самостоятельности, независимости: что хотят - то и делают. Но затем на примере Беликова убеждается, что это - лишь вид, желание самоутвердиться как можно скорее, во что бы то ни стало.

И вообще можно найти в своем обидчике что-то родственное. Нет в нем наглости и презрения к людям, как у Стрижака, нет злобы. Беликов - как бы Белов в молодости. Даже фамилии схожи. Вот только оба никак не могут осуществить себя. Работа - работой, семья - семьей... "Все чин чином", - говорит Беликов. И у него так будет, как у Белова? Но некуда девать беспокойную душу, найти применение своим мыслям и чувствам. Дух мечется в растерянности, пока не находит выход или не усмиряется суетой жизни.

Последнее трагично. Бездуховность, как известно, может стать основой для преступления, когда человек оказывается вне общества, действуя вопреки его нравственным законам. Беликов еще не перешел этой границы: "Только ты не переживай, не надо. Я уж где был, туда не попаду. Это ты не сомневайся". Но такая опасность всегда существует, как и опасность удовлетвориться мещанской страстью к накопительству.

Таким образом, оба героя стоят перед проблемой выбора, несмотря на то что принадлежат к разным поколениям. И оба чувствуют друг в друге некое духовное единство.

На такие вот размышления выводит фильм "Охота на лис", хотя поначалу кажется, что он прост и на многое не претендует. Но глубокие характеры, созданные сценаристом Александром Миндадзе, не могут не заинтересовать, не вызвать на раздумье. Вообще надо сказать, что картина Вадима Абдрашитова, к сожалению, проигрывает по сравнению со сценарием. Миндадзе более точен в психологической нюансировке характеров, при помощи метких деталей раскрывает состояние героев, оставляет воздух внутри сцен. А лента Абдрашитова - сюжетно плотная, сухая по стилю, в большей степени внимательная к быту в отличие от психологической манеры изложения сценариста, холодно выстроенная.

Любопытно, что уже в двух предыдущих работах Вадима Абдрашитова критики находили известную умозрительность, конструктивизм манеры режиссера, а с другой стороны - невыраженность, неясность позиции.

Сценарий "Кто-то должен защищать" Александра Миндадзе трудно было переводить на экран из-за того, что он написан от первого лица. Адвокат Ирина Межникова рассказывала о том, какое впечатление произвела на нее история подзащитной Валентины Костиной и заставила убедиться в неистинности собственного чувства к Руслану. В финале Ирина не хочет выходить за него замуж (Думается, здесь есть сознательная перекличка с фильмом "Июльский дождь" Анатолия Гребнева и Марлена Хуциева, тем более, что Гребнев - отец Миндадзе).

В фильме "Слово для защиты" произошло смещение акцентов, и не последнюю роль сыграл выбор исполнительниц. Темперамент Марины Нееловой буквально взрывает спокойный, неторопливый ход событий, поднимает картину до высокой эмоциональной температуры. Межникова в исполнении Галины Яцкиной приобретает максимализм и сухость, в общем-то свойственную юристам. В результате получается история женщины-адвоката, которая не способна чувствовать и любить так, как ее подзащитная. В принципе, лента заканчивается уже тогда, когда Межникова прощается с Костиной на автобусной остановке. А мнимое бегство Ирины от Руслана выглядит манерным, ложно многозначительным по сравнению с судьбой Валентины. Конечно же, свадьба состоится, и супруги все так же неестественно и скованно будут разыгрывать историю любви и счастья.

Но хотя в фильме "Слово для защиты" нет многих существенных деталей из сценария (например, сорванной с Доски почета фотографии Костиной), работа режиссера, в целом, удачна. Мелкие погрешности забываются из-за глубокого содержания.

В "Повороте" дело не только в игнорировании постановщиком некоторых точных деталей сценариста. Спор заходит о самих героях. Если в предыдущей картине некоторое изменение персонажей можно, в принципе, посчитать малосущественным, то во второй работе Вадима Абдрашитова герои значительно отличаются от написанных Александром Миндадзе.

В сценарии Виктор Веденеев - нерешительный, безвольный, склонный больше переживать, чем действовать, несколько нервный человек. Случившееся происшествие с наездом на старушку тяжело переживается им. В конце концов Виктор решает смириться, идти в тюрьму, ибо борьба за свое благополучие - не для него: "...когда я попробовал бороться, то сразу получилась какая-то дрянь". Ощущение стыда раскрепощает, освобождает, и решение суда принимается им спокойно. Виктор понимает мнимость счастливой жизни с Наташей и уходит, оставляя жену в растерянности.

Видимо, желая отказаться от слабого мужского характера, режиссер с актером придали герою дополнительные черты. Веденеев в фильме старается выкрутиться из создавшегося положения - любой ценой. Наташа даже обвиняет его: "...ты бросил меня и бежишь. Один, без меня". Но движение характера застывает где-то во второй половине ленты, потому что герой начинает делать то, что уже не свойственно ему. То, что было естественно и оправданно для Виктора из сценария, выглядит искусственным в фильме. Веденеев в исполнении Олега Янковского испытывает какую-то вымученную совестливость, встает в позу или, как говорится, "лезет в бутылку", когда решает демонстративно пожертвовать собой и добровольно отправиться в тюрьму.

Ирина Купченко также играет иной характер, чем в сценарии - ее Наташа слаба и совестлива, но в данном случае это кажется более глубоким постижением образа. Финальный взгляд героини как бы оправдывает все изменения по сравнению со сценарием.

И все-таки в картине сложность и запутанность человеческих взаимоотношений, текучесть характеров (что четко прописано Александром Миндадзе) порой приобретают вовсе размытый вид, когда множественность трактовок является уже не многозначностью, а неопределенностью. По мере более глубокого проникновения сценариста в характеры своих героев, по мере создания им более сложных, неоднозначных персонажей стиль режиссера начинает вступать в противоречие с манерой Миндадзе.

Новый фильм Вадима Абдрашитова "Охота на лис" лишь подтверждает эту мысль. Возможно, помимо собственного желания постановщик пытается придать характерам выпрямленность, определенность, в них начинает превалировать внешнее, типическое, а не индивидуальное. Владимир Гостюхин, точно выбранный на роль Белова, актер большого внутреннего темперамента, думающий исполнитель, к сожалению, не чувствует себя свободно в тесных рамках сюжета. Режиссер почти не оставляет пауз, свободного пространства между событиями, пытаясь слишком поспешно их изложить. Но Ирина Муравьева в роли Марины, как актриса высокого эмоционального напора, подобно Марине Нееловой в "Слове для защиты", разрушает жесткие построения, наделяя свою героиню неожиданными красками.

Еще в рецензии на "Слово для защиты" критик Марк Зак высказал удивление, что Вадим Абдрашитов "вполне традиционен", хотя в дипломной работе "Остановите Потапова!" проявил себя смелым в творческом отношении. Пожалуй, до сих пор эта короткометражка остается лучшим фильмом режиссера. В полнометражных лентах Абдрашитову подчас не хватает как раз творческой смелости и дерзости, присущих молодым. Рассудочность, неэмоциональность стиля делают его работы несколько академическими. Конечно, не следует требовать от постановщика каких-то особых изысков в форме. Порой простота лучше любой глубокомысленной изощренности. Но зритель вправе ждать простоты, наполненной глубоким внутренним содержанием, а также с тонкой психологией жизни, со впечатлением саморазвивающегося сюжета, с естественностью всего происходящего на экране вплоть до мельчайших подробностей - как в лентах Марлена Хуциева и Юлия Райзмана, Глеба Панфилова и Отара Иоселиани, Ильи Авербаха и Киры Муратовой.

Обо всем этом не шла бы речь, если бы Вадим Абдрашитов не был ищущим, интересным художником. Однако наметившаяся "благополучность" стиля, авторская уверенность в собственной непогрешимости не может не вызвать беспокойства.

Думаю, что следует время от времени останавливаться, оглядываться на сделанное, подводить итоги и строить планы.

...сойдя с дистанции.


Сергей Кудрявцев. Текст написан в 1980 году и опубликован в книге «Свое кино» в 1998 году.


(Краткое дополнение в 1998 году.

Может, я был чересчур придирчив к "Охоте на лис" - однако теперь ретроспективно нельзя не заметить, что и сам Вадим Абдрашитов, доведя почти до предела стиль социально-психологической драмы в следующем фильме со знаменательным названием "Остановился поезд", потом почувствовал резкую необходимость в корне поменять свою манеру, насытив ее метафоризмом, как в "Параде планет" и "Слуге".

Наводит на особые размышления и судьба двух актеров, игравших Белова и Беликова. Владимир Гостюхин, к сожалению, словно воспринял худшие качества своего героя и позже позволял себе иногда невоздержанные высказывания и даже оскорбительные поступки в отношении уважаемых деятелей отечественной культуры. Талантливый Игорь Нефедов, громко заявивший о себе двумя ролями в лентах "Пять вечеров" и "Охота на лис", потом, к несчастью, не нашел себе достойного места в кинематографе, хотя продолжал играть в театре своего учителя Олега Табакова, но в возрасте 33-х лет покончил жизнь самоубийством в конце 1993 года).


С.Кудрявцев
06.05.1999
#3  
Дата: 2008-01-04 14:38
guest  
Вот скорее Абдрашитова выпустят в коллекции переконтрасненного. Типа нате - жрите, если деньги девать некуда.
Тем более, как значится в каталоге КП режиссер "пожелал" после просмотра своего Плюмбума, дай памяти: надеюсь, что и другие мои фильмы заслужат внимания КП , т.е. "волшебников"(говоря эпитетом Меньшова). "Остановился поезд"- верх совершенства и "волшебства".
#4  
Дата: 2008-10-18 07:36
BARTON   Страна: 
Откликов: 4941
Обзоров: 2498
Полностью обновил обзор!

Производитель: Крупный План (2007)
Серия: Отечественное кино XX века

Изображение: завышен контраст, низкая четкость, неплохая цветопередача, дефекты пленки, цифровые дефекты (синие полосы, вместо дефектов пленки).
Звук: заметное фоновое "шипение-потрескивание".
Меню: озвученное, анимированное.

Скриншоты к фильму: VirtualDubMod: png(720x576)-IrfanView:resample(768x576; lanczos filter),jpg(90; disable color subsampling)

Жалко, что такой фильм и в таком качестве
#5  
Дата: 2023-03-02 10:08
MIFAL   Страна: 
Откликов: 267
Обзоров: 33
Мосфильм выложил фильм в 4k
Но обрезали кадр с 4:3 До 16:9 - зачем ? не понятно (((

https://www.youtube.com/watch?v=8rIhH9keWt8
#6  
Дата: 2023-03-03 04:13
Mifune   Страна: 
Откликов: 13
В комментариях на ютубе Мосфильм сообщает следуещее:

Изменение соотношения сторон кадра было изначально задумано режиссером при съёмке, что было подтверждено указаниями в техническом паспорте фильма. Композиция кадра выстраивалась с учетом последующего показа данной картины в широкоэкранном формате 1.85:1

Предыдущая версия являлась оцифрованной копией фильма с носителя магнитно-ленточного типа — Betacam. Соотношение сторон не было изменено в виду отсутствия реставрационного процесса. На данный момент на нашем канале размещена полностью отреставрированная версия.
#7  
Дата: 2023-03-10 11:06
MIFAL   Страна: 
Откликов: 267
Обзоров: 33
Может оно и действительно так, например есть 4:3 FulLScreen версии фильмов Казино (Мартина Скорсезе) и Страх и ненависть в Лас Вегасе, при этом OAR у них вообще 2.35:1

Но в данном случае я бы все же оставил привычное 4:3