Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON 
Дата внесения:  2014-01-22     Просмотров:  1517

ОКОЛОФУТБОЛА


Аннотация

Фильм о самой закрытой части футбольных болельщиков — околофутбольных хулиганах. Они — самые агрессивные и жестокие представители мира футбольных фанатов. Они — элита околофутбола. Кем бы они ни были в обычной жизни — студентами или банкирами, музыкантами или автомеханиками, на самом деле все они — одна «фирма». Попасть в «фирму» очень сложно, но если ты в ней оказался — это на всю жизнь. И обратного пути нет.

Фильм

Режиссер Антон Борматов
Актеры Александр Ратников, Иван Фоминов, Григорий Иванец, Павел Ерлыков, Дарья Мингазетдинова
Сценарий Дмитрий Лемешев, Иван Медведев (участие), Алексей Горбунов (участие), Евгений Селеменев (участие), Виталий Тугушев (участие)
Оператор Игорь Гринякин
Композитор Антон Завьялов (25/17), Кирилл Горохов
Продюсеры Сергей Сельянов
Производство кинокомпания СТВ при поддержке Фонда Кино
О самой закрытой части футбольных болельщиков - околофутбольных хулиганах. Они - самые агрессивные и жестокие представители мира футбольных фанатов. Они - элита околофутбола. Кем бы они ни были в обычной жизни - студентами или банкирами, музыкантами или автомеханиками, на самом деле все они - одна "фирма". Попасть в "фирму" очень сложно, но если ты в ней оказался - это на всю жизнь. И обратного пути нет.
Год 2013

Полиграфия

    

Характеристики диска

Издатель Lizard Cinema Trade
Упаковка Digipak
Дата релиза /Год 2013
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD9
Размер двд /Gb 5.18
Формат видео /AR 16:9 (1,77:1)
Видеобитрейт /Mbps 5.20
Аудиоверсии /Kbps Русский DTS(768), DD5.1(448), DD2.0(192)
Субтитры Нет
Бонусы Нет

Структура диска

    

Меню и логотип









Скриншоты к фильму











Видеоклип в оригинальном формате

VIDEO • MPEG2

Комментарий к обзору

Издатель: Лизард (2013)
Изображение и Звук: претензий нет
Меню: озвученное, анимированное
Субтитры: нет
Бонусы: нет



ruskino.ru

Дороги, которые мы выбираем
(рецензия на фильм "Околофутбола")

Создатели нового отечественного фильма "Околофутбола" поставили перед собой сложную, но важную и интересную задачу – рассказать зрителям о молодых неформалах (конкретно – о футбольных болельщиках-хулиганах). Значение подобных картин переоценить трудно: во-первых, они отражают на экране цвет нашего непростого времени, во-вторых, помогают людям разных поколений лучше понять друг друга.

Создание лент о бунтующей молодежи – едва ли не самая сложная задача для кинематографистов. Достоверно рассказать можно только о том, что хорошо знаешь, а режиссеры обычно становятся настоящими профессионалами самое раннее лет в тридцать, и к этому времени их уже отделяет от неформалов как минимум десятилетие, что в данном случае очень много. Поэтому в ходе съемок кинематографисты невольно совершают немало фактических ошибок, до неузнаваемости искажающих экранное изображение реальных организаций бунтующей молодежи. Так что фильмы о неформалах крайне редко нравятся тем, кто послужил прототипами их героев.

Но вообще говоря, художественные произведения, в отличие от документальных, не обязаны отражать жизнь со стопроцентной точностью. Если картина о бунтующей молодежи, несмотря на все недочеты, искренна и достоверна в главном, то она все равно становится событием на экране и бесценным документом эпохи.

Создатели ленты "Околофутбола", наверное, тоже совершили немало фактических ошибок, но они сумели не сфальшивить в главном. Поэтому их работа получилась честной и цепляющей, что в современном российском кинематографе бывает достаточно редко, особенно в фильмах о неформалах.

Два достоинства новой отечественной картины безусловно выделяют ее из общего ряда. Начать нужно с того, что создатели этой ленты явно работали не для галочки, а искренне сопереживали судьбам своих героев. Это невозможно ни сымитировать, ни скрыть, и без подлинного сочувствия кинематографистов персонажам фильм обречен на неудачу.

Но на одних эмоциях во время съемок далеко не уедешь – необходим еще и профессионализм. К счастью, создатели картины "Околофутбола" понимают (хотя бы в общих чертах) широкие возможности кинематографа, в том числе монтажа, и пользуются ими в меру своих знаний и умений, ориентируясь на лучшие образцы британского независимого кино. Безусловно, большинство художественных приемов, использованных в ленте, даже не вторичны, а третичны, и особой оригинальностью она не отличается. Но создатели нового отечественного фильма очень хорошо знают, что кино – это не только говорящие головы и жанровые сценки, похожие на ролики, которые рекламируют мыло и жевательную резинку, а гораздо более сложный и интересный вид искусства. Стремление кинематографистов использовать широкую палитру художественных приемов выгодно выделяет их работу среди бесчисленного количества современных российских картин, творческая ценность которых выражается крупной отрицательной величиной.

При этом ленту "Околофутбола" ни в коем случае нельзя назвать трудной для восприятия или элитарной. Наоборот, достаточно сложные идеи и художественные приемы здесь облечены в обманчиво простую форму, которая не вызовет отторжения даже у тех, кто ходит в кино отдыхать после тяжелого трудового дня. Что ж, умение разговаривать со зрителями на понятном им языке особенно ценно сейчас, когда большинство людей ищут в искусстве лишь развлечение.

Еще одно несомненное достоинство фильма – прекрасно подобранный, очень красивый и очень жесткий саундтрек, который бальзамом прольется на души всех, кто устал от засилья сладенькой попсы.

Недостатки картины гораздо менее значительны. Некоторые из них никак нельзя было преодолеть, а остальные вполне можно считать неотъемлемой частью авторского замысла.

Об отсутствии художественной оригинальности я уже упоминала, но всемогущих и всеведущих режиссеров не бывает. Хорошо уже то, что постановщик понимает, насколько широки и разнообразны возможности кинематографа, и стремится использовать их на полную катушку. Возможно, переосмыслив чужой опыт, он со временем сможет создать что-то по-настоящему незаурядное.

Практически все актеры играют очень сдержанно и, что называется, "не тянут одеяло на себя". Но, по-моему, именно к такому эффекту и стремился режиссер – он создавал историю не об отдельных харизматичных личностях, а о тусовке футбольных хулиганов в целом. Главный герой здесь – не лидер, а коллектив. Что ж, учитывая специфику ленты, данное решение вполне логично, даже если оно и не позволяет исполнителям в полной мере проявить свой талант.

Однако даже в подобных обстоятельствах образ главной героини выглядит совсем уж неубедительно. Абсолютно непонятно, почему образованная девушка из хорошей семьи связалась сначала с одним футбольным хулиганом, а затем – с другим. Понятно, что в суровом мужском кино представительницы прекрасного пола нужны лишь для небольшого оживления сюжета, но если уж в историю о непростых отношениях крутых парней ввели юную красавицу, то необходимо было ну хоть что-то о ней рассказать.

Сцены массовых драк также получились не слишком убедительными. Впрочем, это и неудивительно: для создания по-настоящему реалистичных эпизодов такого плана нужны или профессиональные каскадеры, или люди, не понаслышке знающие, что такое бой стенка на стенку, а новый отечественный фильм явно создавался на совсем небольшие деньги, и нанять специалистов было попросту не на что. К чести режиссера и монтажера, они попытались кинематографическими средствами добиться того, что не получилось сделать во время съемок, но результат все равно оказался не слишком впечатляющим.

Говоря о настолько ярких и незаурядных картинах, как "Околофутбола", хочется обсуждать не только их достоинства и недостатки, но и проблемы, поднятые кинематографистами. Чтобы более-менее разобраться в неоднозначной ситуации, о которой повествует лента, сначала нужно обратиться к истории. Разделение людей на неформальные сообщества, противостоящие друг другу, существует с незапамятных времен. В Древнем Риме непримиримо враждовали болельщики разных возничих на гонках колесниц, в Испании XVIII века поклонники разных театральных стилей – чорисо и полако – боролись друг с другом так яростно, что не снилось даже современным британским футбольным фанатам. Впрочем, нередко причиной вражды становилось место жительства, а не спорт и не искусство. Один из сказов Павла Бажова повествует о том, как в маленьком уральском городке в конце XIX века каждые праздники рабочие местного завода дрались с ямщиками. Знаменитый мюзикл "Вестсайдская история", события которого разворачиваются в середине ХХ века в одном из американских городов, посвящен непримиримому противостоянию ирландцев и латиноамериканцев. В СССР в 1950-е годы в больших городах парням из одного двора было небезопасно гулять в другом, но местные разногласия забывались, когда район шел на район. В городах с разнородным населением случались и межнациональные конфликты, хотя советская власть предпочитала их замалчивать…

В общем, молодые парни с незапамятных времен рубятся друг с другом по самым ничтожным поводам, и у этого с виду нелогичного и бессмысленного времяпрепровождения наверняка есть объективные причины. Навскидку они видятся так.

Начать нужно с того, что даже в самых капиталистических странах человек продолжает оставаться существом общественным. Для него важны не только личные достижения, но и желание быть частью успешной и непобедимой группы. Семья, место учебы и профессия не всегда удовлетворяют данную потребность, поскольку выбираются или случайно, или из финансовых соображений. Поэтому приходится искать "свою" группу на стороне.

Но в большинстве случаев человеку мало найти "своих" – ему необходима еще и борьба с "чужими", чаще словесная (как это нередко происходит в Интернете), но иногда и физическая. Откуда берется это стремление? Очень похоже, что из желания хоть как-то упростить свою жизнь.

Любому современному человеку регулярно приходится делать очень непростой и неочевидный выбор. Какую профессию предпочесть – скучную и хорошо оплачиваемую, или ту, которая нравится, но обрекает на бедность? С кем связать судьбу – с тем, кто верен и надежен, но не вызывает особых чувств, или с тем, кого безумно любишь, хотя понимаешь, что к долговременным отношениям объект твоей страсти не готов? Можно ли пойти на подлость ради карьеры или лучше остаться бедным и честным? Однозначного ответа на эти вопросы нет, не было и не будет, и каждый раз приходится делать выбор, не зная, верен ли он.

Понятно, что в подобных обстоятельствах люди отчаянно мечтают хоть ненадолго оказаться в мире, где все просто, ясно и понятно. Именно поэтому так популярны книги и киноленты разных жанров (от сладкой фэнтези до жестких полицейских боевиков) о борьбе Абсолютного Добра с Абсолютным Злом: в них всегда ясно, кому сочувствовать и как поступать. Но многим людям этого мало, и они стремятся перенести книжные и кинематографические стандарты в жизнь. Недаром один из персонажей фильма "Околофутбола" говорит: "Мне нравится быть болельщиком, потому что у нас всегда все понятно: вот наши, вот – враги". Эта фраза почти дословно повторяет слова одного из героев легендарной картины "Белорусский вокзал" – ветерана Второй мировой, которому встреча с фронтовыми друзьями после многолетней разлуки ненадолго вернула утраченную за послевоенные годы ясность восприятия мира. И все бы ничего, но современные люди нередко забывают, что борьба с Абсолютным Злом всегда означает огромные жертвы: чем страшнее Зло, тем оно сильнее и безжалостнее. Впрочем, в приключенческих книгах и кинокартинах главные герои всегда остаются живы и здоровы, в какие бы передряги ни попадали, а об участи персонажей второго плана читатели и зрители задумываются редко, поэтому и в реальной жизни с огромным удовольствием борются с врагами.

Но некоторые люди, в том числе герои новой отечественной ленты, не ограничиваются ссорами с соседями и баталиями в Сети, а дерутся по-настоящему. Зачем же неглупые и порой достаточно состоятельные парни рискуют как минимум здоровьем?

Если вдруг наша цивилизация по каким-то причинам исчезнет, то больше всего шансов выжить вновь будет у самых сильных и агрессивных. Так что трудно отделаться от ощущения, что хулиганистые компании молодых людей – это страховка, с помощью которой человечество как биологический вид защищает себя от вымирания на случай форс-мажорных обстоятельств.

Если же говорить не просто об агрессивной молодежи, а конкретно о футбольных хулиганах, то эта группировка имеет как минимум один важный плюс и несколько минусов. Главное достоинство любых спортивных хулиганов заключается в том, что и самые тупые из них осознают, насколько условно их разделение. Даже во время наиболее жестких побоищ фанаты в глубине души помнят, что вполне могли бы оказаться в стане врагов, если бы жили на другой улице или ходили в другую школу. Это помогает минимизировать – по меркам драчунов, конечно – ущерб от разборок.

Гораздо хуже, когда агрессивно настроенные молодые люди – например, русские фашисты – искренне считают себя борцами со Злом: злобным злодеям нет и не может быть пощады. А футбольные фанаты, даже если и ввязываются в драки, например, с кавказцами, то делают это не из соображений Высшего Добра, а (как и показано в фильме) защищая своих. Такой повод для битвы ни в коем случае не оправдывает нарушение законов, но он наверняка понятен всем.

Еще важнее то, что жажда опасности и острых ощущений – это само по себе не очень здоровое стремление, ведь в словосочетании "адреналиновый наркоман" главное слово – "наркоман". Когда азарт от схваток с врагами становится привычным, необходимые порции адреналина могут подарить только наркотики со всеми вытекающими отсюда последствиями вроде ломок и контактов с наркомафией.

Есть и еще одна проблема. Как верно отметили братья Стругацкие полвека назад, в нашем мире не бывает силы без хозяина. Компания агрессивных молодых людей – это сила, и воспользоваться ее возможностями не против очень многие – от наркомафии и прочей оргпреступности до нечистых на руку бизнесменов и политиков. А в большинстве своем не слишком-то образованные любители массовых драк могут просто не заметить, что стали пешкой в чужой игре…

Так что проблема футбольных хулиганов в нашей стране, как и повсюду в мире, очень сложна и серьезна, и решить ее раз и навсегда в обозримом будущем вряд ли удастся. Новая отечественная картина помогает зрителям лучше понять, что происходит в закрытом от посторонних мире агрессивных болельщиков, оценить плюсы и минусы фанатских побоищ. Лента "Околофутбола" не дает однозначных ответов на сложные вопросы, но ее создатели старались честно и беспристрастно рассказать о странной на посторонний взгляд жизни любителей подраться. Что ж, искренность и беспристрастность в искусстве нужны всегда, а в данном конкретном случае они действительно ценятся на вес золота, так что новый отечественный фильм ни в коем случае не должны пропустить поклонники хорошего, "проблемного", жесткого кино. Любителям романтики и мелодрам, а также нежным и трепетным натурам картина категорически не рекомендуется.

Светлана Степнова




Отклики

#1  
Дата: 2014-02-02 19:07
tria555   Страна: 
Откликов: 103
На DVD и Blu-Ray выпустили бракованную версию этого фильма.
Фильм был снят с применением анаморфотной оптики, его реальный формат 2.35:1, а не 1.85:1. Если бы снимали в супер 35, то доводка до 1.85:1 на носителе была бы к месте, так как в супер 35 кадр по горизонтали получается одинаковым что в 2.35:1, что в 1.85:1. Здесь же горе-издатели не учли того факта, что фильм снимался на анаморфот.
В подтверждение моим словам прошу прогуляться по двум ссылкам:

здесь HDTV-версия, выложенная, когда фильм шёл в прокате
http://kinomassa.net/1703-okolofutbola-film-2013-30-01-2014.html

здесь DVD-RIP
http://films-online.com.ua/okolofutbola-2013dvdrip/

В самом-самом начале фильма, сразу после надписи о студиях, увидите главного героя, он читает лекцию в институте, после первой же фразы "Таким образом..." резко нажимайте на стоп (в обоих ссылках). И теперь сравните кадры.
На DVD и Blu-Ray выпущена версия, где кадр слева и справа просто отрезан!!!
Удивляет тот факт, что наши криворукие издатели даже НОВЫЙ фильм уже не могут нормально выпустить, что уж говорить о старых фильмах!

P.S. Если ссылки со временем окажутся битыми, то сами поищите в интернете HDTV-версию (реальный формат 2.35:1, на который и снимали), и ужасный DVD-RIP (пропорция кадра 1.85:1 или около того).