Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON 
Дата внесения:  2015-09-08     Просмотров:  3198

ТЕРРИТОРИЯ


Аннотация

Территория — это место, где люди проверяются на прочность. Необозримые пространства, где тундра встречается с ледяными торосами Ледовитого океана. Суровый русский север, которому способны бросить вызов немногие. Геолог Илья Чинков, одержимый идеей найти легендарное золото Территории, собирает команду смельчаков, готовых поставить на карту все, включая собственные жизни.

Фильм

Режиссер: Александр Мельник
Сценаристы: Михаил Александров, Александр Мельник, Олег Куваев
Оператор: Игорь Гринякин
Композитор: Томас Кантелинен
Художник: Эдуард Гизатуллин
Продюсер: Антон Мельник
Производство: Кинокомпания «Андреевский флаг»
Год: 2014
Премьера: 16 апреля 2015
Актеры: Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Ксения Кутепова, Евгений Цыганов, Владислав Абашин, Герасим Васильев, Константин Шелестун, Константин Балакирев, Олег Шапков, Пётр Фёдоров, Виктор Жалсанов, Олег Соколов, Тамара Обутова, Ольга Красько, Рамис Ибрагимов, Андрей Назимов, Владимир Качан, Наталья Данилова, Александр Коршунов, Дмитрий Муляр, Евгений Титов, Ольга Ергина, Александр Сучков, Дмитрий Шаракоис, Александр Кащеев, Александр Прошин, Наталья Горчакова

Жанр: драма, приключения
Территория - это место, где люди проверяются на прочность. Необозримые пространства, где тундра встречается с ледяными торосами Ледовитого океана. Суровый русский север, которому способны бросить вызов немногие. Геолог Илья Чинков, одержимый идеей найти легендарное золото Территории, собирает команду смельчаков, готовых поставить на карту все, включая собственные жизни.
«Территория» - масштабная приключенческая драма о воле, сильных характерах и любви. Первый российский фильм, снятый в разрешении 4K.

Полиграфия

        

Характеристики диска

Издатель Lizard Cinema Trade
Упаковка Digipak
Дата релиза /Год 2015
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD9
Размер двд /Gb 7.89
Формат видео /AR 16:9 (2,39:1)
Видеобитрейт /Mbps 7.60
Аудиоверсии /Kbps Русский DTS5.1(768), DD5.1(448)
Субтитры Нет
Бонусы Нет

Структура диска

    

Меню и логотип









Скриншоты к фильму











Видеоклип в оригинальном формате

VIDEO • MPEG2

Комментарий к обзору

О фильме:

kinopoisk.ru

Когда я читала книгу, я уже знала, что будет фильм. Я понимала, что он — для широкого круга зрителей и потому будет популистским и несколько сглаженным, но это никак не могло повлиять на мою радость — эта история, даже в чуть сглаженном виде, будет ходить по нашим городам в наши дни, о ней заговорят.

Но после просмотра фильма я поняла, что история из книги никак к нему не относится, а на душе остались одни невысказанные вопросы к создателям.

Да, фильм по книге не обязан следовать ей во всем, но если изменения есть — они должны быть обоснованы, иначе какой в них смысл?

Главная канва фильма, в которую все ложится — возвышенный патриотизм, но чем раскрытию этой темы помогло надкусывание всех почти персонажей? Малыш — цирковой акробат в прошлом, могущий одним мизинцем разнять драку, — стал дрыщеватым неуверенным в себе парнем, Монголов — какая говорящая характеристика — единственный был всегда гладко выбрит, несмотря на полевые условия, а он с бородой. Салахов — цыган, а не монгол. Где такое важное замечание о настроении Баклакова? Ведь ему позарез хотелось доказать всем, что он может все. Тяжело снять нападение на медведя с ножом — не надо. Но покажите, что он скрыл неумение плавать, что дурил, когда лез в воду, ведь без этого он — обычный чуть талантливый работяга, а пешком переходить реку в глубоких местах — обычное занятие для геологов.

Спросите, зачем я придираюсь к деталям, к бороде какой-то, а затем, что это иллюстрация отношения создателей к материалу. Это немало.

Были также привнесены сцены, которые можно отнести к патриотическому, возвышенному настроению, они длились долго, но не развивали сюжет, не объясняли его. В итоге линия событий, и так вроде бы упрощенная, оказалась запутанной и непонятной для зрителя. Этот вопрос был решен самым кинематографическим способом из всех — закадровым текстом.

Зачем нужно было так далеко и бессмысленно отходить от книги, надполовинивая диалоги, меняя и убирая персонажей, оставлять необъясненными ключевые вещи, чтобы затем так много, абзацами, цитировать её за кадром?

В итоге Будда — не Будда, Баклаков — не Баклаков, Малыш — не Малыш, да и сюжет, и главная мысль — другие. Такой фильм можно было снять, не прибегая к имени Олега Куваева и его Территории.

А без Территории — это плоские персонажи и заунывный сюжет.

Российское кино ругать, конечно, может всякий. Но это — громкий фильм с громким именем, который — предвижу — будут нахваливать, исходя из предпосылки «на безрыбье и рак — рыба». Но рак есть рак, а безрыбье обманчиво — с тем же Добрыгиным, про Север — «Как я провел этим летом» — шикарное кино. Поэтому коль назвался груздем — полезай в кузов, поэтому и честная тройка за кино, которое при таких прекрасных актерах — такое поверхностное и неприятное.

3 из 10



pldv

Территория первобытного восторга и свободы

В первую очередь для многих «Территория» — это роман Олега Куваева, и только потом — одноимённая экранизация Александра Мельника. Так что же это за роман такой, будто бы всплывший из пучины небытия и, благодаря опытным манёврам режиссёра, заставивший вновь говорить о себе?

Это роман-путешествие. Роман-открытие. Роман-жизнь. Роман о людях, которые не побоялись бросить всё, вырваться из заточения бетонных коробок и уйти на Крайний Север, в холод и неизвестность, чтобы сохранить тлеющий огонёк в груди, вопреки здравому смыслу разгоревшийся ярким пламенем в условиях, близких к нечеловеческим.

Книга о героях с обветренными лицами и свинцовой тяжестью во взгляде, живших во времени, когда в понятия «труд», «честь», «долг» и «совесть» вкладывали нечто большее, чем сейчас. О людях, про которых сегодня несправедливо забыли, а тех, кто хочет пойти по их следам сквозь податливую мякоть талого снега, становится всё меньше и меньше. О первопроходцах. О геологах.

Олег Куваев написал книгу «без прикрас», показал жизнь геологов такой, какая она есть (будучи сам представителем этой благородной профессии), со всеми её трудностями, лишениями, а от этого — невозможными красотами и непередаваемой романтикой. Хотя сам Куваев утверждал, что романтика — не для него, а для пижонов. В книге её и нет совсем: она — о всепоглощающей страсти человека к своему делу.

Роман уже экранизировали в 1978 году, через пять лет после написания, а почти сорок лет спустя Александр Мельник взялся за эту задачу снова. Он потратил полтора года и девяносто пять тысяч метров плёнки, прежде чем всё получилось.

Территория — это место, где природа проверяет людей на прочность. Место, которому способен бросить вызов далеко не каждый. На дворе — 1960 год. Крайний Северо-Восток. Война истощила нашу страну. Для того чтобы, подобно фениксу, воспрянуть из пепла, ей необходимо золото, однако всё, что даёт Территория, — это олово. Несмотря на это, главный герой картины, инженер и геолог Илья Чинков, уверен в том, что золото здесь есть: стоит только поискать. Чинков ставит перед собой, кажется, непосильную задачу: найти драгоценный металл за один полевой сезон. Но ему требуется настоящая команда — люди, которые верят в него, верят в Территорию, верят в золото.

По случайному (или нет?) стечению обстоятельств Александр Мельник по образованию гидролог, он успел поработать в море Лаптевых. По словам режиссёра, Север очаровал его ещё на первом курсе, когда он уехал в стройотряд в Магаданскую область, а после — оказался на полярной станции. Уже тогда Александр не уставал поражаться той красоте, которую таит в себе наша страна.

В то же время для Григория Добрыгина — актёра, исполнившего главную роль, — фильм стал настоящим испытанием, но он хотел пройти его сам, чтобы было что рассказать детям, было чем гордиться. Своеобразный вызов самому себе. И это он плавал чуть ли не в ледяной воде, это он бежал в резиновых сапогах на босу ногу по «косе», стирая пятки до кровавых мозолей и хлюпая водой, и это он упал в конце без сил — потому что они правда кончились, а не потому, что так было написано в сценарии.

Александр Мельник признаётся, что можно было бы задействовать дублёров в некоторых моментах, сделать всё эффектно, красиво и «по-американски», но это бы противоречило концепции фильма, нарушило бы его целостность и общую картину. Кстати, режиссёр рассказал, что один из дублёров на съёмках сломал ноги по собственной глупости. На плато Путорана (место, где шли съёмки) проходили учения МЧС, он вызвался полететь с ними, повёл себя неосторожно, спрыгнув на ледник, чтобы сделать фотографию, поскользнулся и съехал вниз. В итоге спасательная операция заняла около шести часов. Ещё несколько дней ждали вертолёт.

К слову, не обошлось и без других инцидентов: к примеру, во время съёмок дикие медведи задрали трёх «съёмочных» оленей.

Первый фильм Александра Мельника — «Новая земля» — встретили противоречивыми отзывами, однако с «Территорией», по словам самого творца, эта картина ничего общего не имеет.

- Если «Новая земля» — это манифест, то здесь мне хотелось распахнуть окно в мир, в котором мы жили раньше и о котором незаслуженно позабыли. Конечно, может быть, что эти два фильма сопрягаются между собой, но я не думал об этом. Вообще, мы живём в эпоху постмодернизма, когда нужно всё, что есть, разрушить и уничтожить. Наша картина — попытка показать, что у нас есть ещё некий путь развития, который я не могу определить, как называется. Альтернатива постмодернистскому сознанию.

Помимо этого, Александр Мельник отметил, что это кино помогает единению между младшим и старшим поколением: если не решает проблему отцов и детей, то хотя бы пытается её нивелировать. Он рассказал, как на один из показов в другом городе пришла девушка лет восемнадцати со своим дедушкой, который оказался заслуженным геологом.

- Я был уверен, что она ничего не знает ни о его молодости, ни о его профессии. Но после этого фильма в ней проснулся интерес. Это очень важный посыл фильма, я считаю.

В фильме — край суровый, но безумно красивый. Режиссёр рассказывает, что за время съёмок кино актёры стали настоящими полярниками, — это читалось в их взгляде каждый раз, когда утром они выходили на мороз из палатки, когда за завтраком ели из общего котла, когда с цивилизацией их связывали всего три спутниковых телефона.

Красоты Путорана, необузданная природа и первобытный восторг — это то, что чувствуешь во время просмотра фильма. Словно глоток свежего горного воздуха среди пыльного, забитого смогом города. Может быть, он пробудит до сего момента дремавших Чинковых внутри множества людей, которым осточертела по минутам расписанная жизнь, и они — как и их предшественники после выхода романа, — если не все, то хотя бы некоторые, уедут на Северо-Восток нашей страны, в лоно дикой природы. Не за золотом. Просто потому, что холодный арктический ветер, из-за которого за несколько часов грубеет лицо, — это именно того, чего им так не хватало.



Денис Чукчеев

Пустая порода

Фильм Александра Мельника, поставленный по вышедшему в первой половине 70-х годов прошлого века роману Олега Куваева, вызывает боль, ярость и отчаяние, которые, появившись буквально на первых экранных минутах, сопровождают потом всю картину.

И действительно колоссальный труд съёмочной группы, работавшей в адских условиях — на Чукотке, на плато Путорана, самоотверженность артистов, операторов, каскадёров, помощь десятков и сотен сторонних людей и организаций в создании фильма, — всё это летит в корзину, безо всякой надежды за что-либо зацепиться, по вине режиссёра и соавтора сценария.

Александр Мельник — своими руками — уничтожил этот проект, который мог стать не просто одним из лучших фильмов года, но буквально поворотной точкой в развитии отечественного кинематографа, доказав, что картины о людях труда, для которых интересы Родины превыше всего, это — сильное и волнующее зрелище, с лёгкостью затмевающее стандартное фестивальное кинонытьё…

Не доказал. Более того, провал «Территории» — это не только частная неудача Мельника и того сонма добровольных помощников (список персон, кому создатели ленты объявляют благодарность, открывают Президент и Премьер-министр), которые включились в проект, но приговор для всех возможных попыток возродить, в той или иной степени, эстетику соцреализма в сегодняшних условиях.

«Территория» с неопровержимостью свидетельствует: эстетика мертва и её реанимация на экране ничего, кроме недоумения и отторжения, не вызывает. Соцреализм, как художественная практика, в прошлом, и мы, для описания текущей реальности, обречены выдумывать что-то иное.

Самый простой пример. Для Куваева и его читателей в 70-х мотивация главного инженера Чинкова, который, преодолевая сопротивление маловеров и консерватизм высокого начальства, ищет золото, загоняя себя и подчинённых, вопросов не вызывает: оно нужно Родине, а значит, вперёд и с песней…

Для современного зрителя такое объяснение явно недостаточно: у Чинкова должна быть своя, индивидуальная, личная цель, которая не сводится к пошлой Государственной премии или ордену. Чинков готов рисковать, сжигая всё вокруг, снося заслоны и преграды, ради чего, — у авторов нет ответа: Чинков просто высечен из цельного куска гранита, он лишён каких-либо человеческих черт…

Соответственно, и как персонаж Чинков, уже данный во всей исчерпывающести своих качеств, не способен развиваться, эволюционировать, меняться. Константину Лавроненко буквально нечего играть, отчего остаётся хмурить физиономию, срываться на крик и тому подобным образом бруталить.

Однако провал с образом главного героя — это ещё не самое страшное. Мельник, отчего-то решивший перенести книгу Куваева на экран максимально подробно, не упустив ни одного значимого персонажа, довольно скоро начинает в этих персонажах путаться, то теряя, то вновь обнаруживая, то снова теряя их — теперь уже навсегда.

Первый час, когда события локализованы по бассейнам рек, ещё можно более или менее понять последовательность действий и логику поступков, хотя и тут налицо тенденция к усиленному ветвлению сюжетных линий.

Но стоит закончиться лету, когда геологи возвращаются на родную базу, собираясь в одной точке, режиссёр теряет последний контроль над личным составом, который принимается вытворять всё что заблагорассудится: внезапно уезжать, жениться, сходиться, писать отчёты, философствовать, ухлёстывать за журналистками и т. д.

Этот весёлый карнавал, развеивающий по ветру остатки фабульного смысла и нарративной стройности, оказывается, к сожалению, совсем не безобиден, поскольку во всей этой кутерьме окончательно глохнет магистральная интрига «Территории» — поиск золота.

Запев картины — совещание в «Северстрое», где начальник Главка отказывает недрам этой самой Территории в обладании золотом: только олово. Иначе говоря, Территория абсолютно бесплодна, потому любые попытки розыска бесполезны по определению.

Следовательно, первая же находка более или менее крупной партии этого металла опровергает точку зрения начальника Главка, подтверждает правоту Чинкова и закрывает историю: золото на Территории есть, можно расходиться по домам.

Дальнейшие подробности — поиск не отдельных самородков или мелких пластин, но подземных россыпей для последующей промышленной разработки — значения для аудитории не имеют: зритель, болеющий за главного героя, видит его убедительную победу, зрителю, в отличие от Совета Министров, не надо принимать решение, осваивать ли Территорию или нет…

Так вот, примерно в середине картины искомое золото возникает: Чинков привозит в Москву заветный мешочек с образцами, предъявляет их в Министерстве геологии и требует ассигнований. Получив ассигнования, Чинков отправляет новую геологическую партию — искать золото.

сейчас не о технологии разработки месторождений, тут с Куваевым, бывшим геологом, спорить бесполезно. Я лишь об архитектонике фильма, в котором кульминация (обнаружение золота) оказывается смещена, и довольно прилично, влево, что делает весь последующий рассказ излишним. Потому финал, который авторы пытаются подпереть, включив в повествовательный ход реальное событие — полёт Гагарина, выходит смазанным и невнятным.

Не добавляет симпатии к фильму и извечное стремление Мельника обрывать им самим начатый рассказ. Так, в одном из эпизодов нам дважды показывают отправляющегося куда-то в горы Чинкова, который при этом поправляет у себя на груди автомат ППШ.

Деталь — яркая, многозначительная, намекающая, что Чинкову предстоят крайне непростые приключения, иначе зачем ему такое мощное в безлюдной приполярной тундре вооружение? Чинков, с автоматом наперевес, добирается до ущелья, произносит на краю этого ущелья пафосную фразу про Территорию, которую он никому не отдаст, и надолго — до следующей осени — исчезает из поля зрения.

И таких примеров достаточно. Можно вспомнить про ленинградскую журналистку, приехавшую писать про Территорию и оставшуюся в посёлке геологов более чем на полгода. Почему она здесь — до сих пор не выполнила редакционное задание (очерк о покорителях недр на половину полосы), решила связать судьбу с суровым краем — загадка, которую Мельник не собирается прояснять.

Или конфликт Чинкова со своим непосредственным начальником Фурдецким, когда Чинков обещает порвать Фурдецкого как тузик грелку, если тот станет мешать ему в поисках золота, и Фурдецкий, если он не тряпка, просто обязан поставить подчинённого на место.

Но Фурдецкий — как, почему? — вдруг поджимает хвост, и в дальнейшем его не видно, не слышно: ещё одна перспективная арка, едва обозначившись, растворилась в стылом чукотском воздухе. И так далее, и так далее, и так далее…

Скромные финансовые результаты «Территории» действительно обидны, но, к сожалению, совершенно заслуженны. Александр Мельник выпустил откровенно сырой и неудачный фильм, который, появись он сразу в качестве телесериала-восьмёрки, возможно, произвёл бы совсем иное впечатление.

Но Мельник отважился проверить «Территорию» кинопрокатом. «Территория» проверки не прошла.




Отклики

#1  
Дата: 2020-07-17 21:49
MIFAL   Страна: 
Откликов: 267
Обзоров: 33
Мосфильм выложил в FullHD фильм Терртория 1978г. - не нашёл его на сайте, так что пишу в разделе с одноимённым фильмом
https://www.youtube.com/watch?v=NbqJt-1-4cU