Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON 
Дата внесения:  2013-09-09     Просмотров:  883

ИГРА В ПРАВДУ


Аннотация

Трое бывших однокурсников собираются на квартире поболтать под водочку и вспомнить юность. Разухабистый бизнесмен Марк порывается вызвонить девочек, но не находит поддержки у друзей: автодилер Геннадий, скорее по привычке, хранит верность жене, а хозяин квартиры - физик и неудачник Анатолий - подготовил для всех сюрприз. Он приглашает в гости звезду их курса Майю, в которую все трое были влюблены 20 лет назад. Разговор на четверых не клеится, пока не начинается предельно откровенная игра в правду. Друзья узнают друг о друге то, чего, возможно, предпочли бы не знать. Пройдут ли их отношения проверку правдой?

Фильм

Режиссер Виктор Шамиров
Актеры Ирина Апексимова, Гоша Куценко, Константин Юшкевич, Дмитрий Марьянов
Сценарий Ирина Апексимова, Гоша Куценко, Дмитрий Марьянов, Виктор Шамиров, Константин Юшкевич
Оператор Семен Яковлев
Композитор Владимир Подгорецкий
Продюсеры Андрей Новиков, Тимур Бекмамбетов, Гоша Куценко
Производство компания "Артлайт", ГК Bazelevs при государственной финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, при поддержке Фонда Кино
Год 2013

Полиграфия

    

Характеристики диска

Издатель Флагман-Трейд
Упаковка Amaray
Дата релиза /Год 2013
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD9
Размер двд /Gb 6.61
Формат видео /AR 16:9 (2,37:1)
Видеобитрейт /Mbps 8.50
Аудиоверсии /Kbps Русский DD5.1(448)
Субтитры Нет
Бонусы Фильм о Фильме (23 мин.)

Структура диска

    

Меню и логотип







Скриншоты к фильму











Видеоклип в оригинальном формате

VIDEO • MPEG2

Комментарий к обзору

Издатель: Флагман-Трейд
Дата выхода DVD: 3 сентября 2013
Изображение и Звук: претензий нет
Субтитры: нет
Меню: озвученное, анимированное
Бонусы: фильм о фильме (23 мин.)


ruskino.ru

Игра в поддавки
(рецензия на фильм "Игра в правду")

Новый отечественный фильм "Игра в правду" представляет собой киноверсию антрепризного спектакля, созданного по адаптированной к современным российским реалиям одноименной пьесе французского автора. Этот спектакль с огромным успехом исполняется на различных сценах с 2007 года, и можно не сомневаться, что история данной постановки не менее интересна, чем ее сюжет. За прошедшие годы актеры наверняка не раз и не два занимались "Игрой в правду" с переломанными руками, ногами и ребрами, с температурой 39 С, после нескольких бессонных ночей, потраченных на съемки в кино, а также – в жизни всякое бывает – и переживая весьма сильный абстинентный синдром. Можно не сомневаться, что если кто-то из исполнителей по каким-то причинам забывал текст, остальные вытягивали и его, и весь спектакль. Если же все артисты выходили на сцену в хорошем физическом и душевном состоянии, то наверняка вдохновенно импровизировали и даже хулиганили, восхищая зрителей и нешуточно озадачивая партнеров. (Вообще, желающим лучше понять, как играются антрепризные спектакли, очень рекомендую посмотреть более раннюю режиссерскую работу Виктора Шамирова – картину "Упражнения в прекрасном").

К счастью, удалось сохранить на экране самое, на мой взгляд, важное в спектакле "Игра в правду" – крепкую дружбу, связывающую замечательных людей, которые его играют. Очень хорошо видно, что актеры, снимавшиеся в новой отечественной ленте, что называется, в одной упряжке прошли огонь, воду и медные трубы, деля поровну и успех, и проблемы. Такое невозможно сыграть – или оно есть, или его нет. В новом фильме Шамирова свет дружбы талантливых и трудолюбивых людей есть, и значение данного достоинства переоценить трудно.

Еще один несомненный плюс "Игры в правду" – множество очень верно подмеченных сценаристами примет сразу двух не похожих друг на друга эпох – конца 80-х и середины 90-х годов ХХ века. На мой взгляд, Шамиров и К работают в данном отношении очень интересно, но все же точностью наблюдений несколько уступают "Квартету И"; впрочем, это лишь субъективное мнение. Как бы то ни было, "Упражнения в прекрасном", "Со мною вот что происходит" и "Игра в правду" стоят в одном ряду с "Днем выборов", "Днем радио" и дилогией "О чем говорят мужчины", а не с бессмысленными сортирными комедиями, которые, к сожалению, регулярно выходят на отечественные экраны. Люди искусства, которые стремятся не только развлекать зрителей, но и отражать в творчестве цвет своего непростого времени, необходимы всегда и везде, поэтому Шамирову и К нужно сказать огромное спасибо за доблестный труд.

К сожалению, у "Игры в правду" есть не только достоинства, но и недостатки, причем весьма серьезные.

Начать нужно с того, что в данном случае, на мой взгляд, плохую службу актерам сослужили наработанные за много лет приемы игры в этом спектакле. Все накопленное за годы работы исполнители под ненавязчивым руководством режиссера демонстрируют и на экране, совсем забыв, что манера игры в театре гораздо более условна, чем в кинематографе: это разные виды искусства с разными художественными средствами, как, например, живопись и фотография.

Нельзя играть в кино точно так же, как в театре: то, что на сцене выглядит абсолютно естественным, на экране кажется фальшивым и недостоверным. Увы, на мой взгляд, никто из актеров, снимавшихся в киноверсии замечательного спектакля, не смог найти по-настоящему новые, оригинальные художественные средства, которые необходимы для создания убедительных образов персонажей на большом экране. Ни в коем случае не хочу сказать, что актеры кривляются или играют бездушно – наоборот, они работают очень старательно и с полной самоотдачей. Увы, в данном случае этого мало: героям новой отечественной картины отчаянно не хватает жесткости и реализма.

Еще одна проблема актерских работ связана с сюжетом "Игры в правду". В полном соответствии с замыслом драматурга, по ходу действия все без исключения персонажи узнают много нового – в основном неприятного – о себе, близких и друзьях. Любая новость из тех, что открылись героям "Игры в правду", в реальной жизни приведет любого человека в состояние полного шока. К сожалению, исполнители в образах своих персонажей выслушивали неприятные истины настолько часто, что уже утратили способность им удивляться. Они очень старательно изображают потрясение, но на самом деле ничего подобного не чувствуют, и это заметно. Если бы актеры, создавая образы своих персонажей, попытались играть их принципиально иначе, чем в театре, все могло сложиться иначе. Но ни артисты, ни режиссер даже не пытались – вот в чем проблема…

Впрочем, неточность актерской игры – еще полбеды; в конце концов, повторюсь, все актеры, снимавшиеся в новой отечественной ленте, работают с полной самоотдачей, и это видно. К сожалению, очень большие вопросы возникают к жанру "Игры в правду", а жанровая неопределенность губительна для любого фильма.

Новая картина Шамирова – не комедия: смешных моментов в ней совсем немного, а как минимум один сюжетный поворот вполне уместен в серьезной драме. Это не детектив: тайн и загадок здесь практически нет. На мелодраму лента тем более не тянет: романтике и выжиманию слез у зрителей уделено совсем мало времени.

Что остается? Трагикомедия и собственно драма. Увы, "Игру в правду" нельзя отнести ни к одному из этих жанров: оба они немыслимы без конфликта в сюжете, а в новом отечественном фильме его нет.

Какие вообще возможны конфликты в истории о встрече давних друзей после долгой разлуки? Это или личные конфликты героев друг с другом, или социальные – с окружающим миром.

В новой отечественной картине ничего подобного нет. По-настоящему серьезные личные конфликты возникают или между порядочными людьми и негодяями, или между носителями принципиально разных мировоззрений. Но в "Игре в правду" негодяев нет: если друзья и подставляли друг друга, то лишь неосознанно – не из подлости, а только потому, что не умели читать будущее. Жизненные позиции всех четверых различаются в частностях, но в главном очень похожи.

На окружающий мир никто из героев тем более не в обиде: да, у каждого есть проблемы (куда же без них), но давние друзья и их близкие живы, относительно здоровы, имеют постоянный источник честных доходов и не запятнали себя никакими злодействами. Меньше других повезло единственной даме в этой компании, но судьба наивной провинциальной девочки, которая в середине 90-х отправилась в Москву поступать в театральный, могла сложиться гораздо более трагично. Так что герои вправе считать себя победителями: начав самостоятельную жизнь в лихие 90-е, они сумели не только уцелеть, но и преуспеть, найти любимое дело, любимых женщин и – самое важное – сохранить живые души.

Безусловно, ни здоровье, ни богатство вовсе не гарантируют отсутствие личных проблем. Например, преуспевающий бизнесмен вполне может страдать от одиночества, вызванного недоверием к людям, а талантливый ученый – втайне сожалеть, что не способен заработать миллионы. Но герои "Игры в правду" – и это очень хорошо видно – в общем и целом не горюют о том, чего у них нет, а, наоборот, наслаждаются тем, что имеют. (Например, наименее обеспеченный из приятелей не жалеет о своей бедности, поскольку мечтает не разбогатеть, а совершить великое научное открытие.) Подобное положение вещей вполне возможно в реальной жизни, но движущая сила большинства произведений искусства – конфликт. А если его нет, то наблюдать за суперблагополучными героями очень скучно.

Ситуация была бы иной, если бы результаты игры в правду действительно разрушили привычный мир давних друзей, но этого не произошло. Как оказалось, никто из четверых за двадцать пять лет не совершил ни одной по-настоящему страшной подлости, а все проблемы в отношениях бывших однокашников связаны лишь с тем, что никто из них не мог предвидеть последствия своих поступков. Но будущее никому не ведомо, поэтому по меньшей мере глупо обижаться на отсутствие прозорливости у лучших друзей. Так что, высказав накопившиеся обиды и прояснив все непонятное, герои новой отечественной ленты не разрушили, а, наоборот, укрепили свои отношения и еще яснее поняли, насколько важна для них давняя дружба. Благородство, порядочность и самоотверженность очень разных людей с очень непростыми судьбами, конечно, не могут не радовать, но очень уж сильно происходящее на экране напоминает любимую сказку Дениски Кораблева: "Жила-была девочка по имени Красная Шапочка. Как-то решила она навестить свою бабушку и отнести ей в подарок пирожки. Дорога к дому бабушки проходила через дремучий лес, но девочка прошла его, никого не встретив. Бабушка очень обрадовалась внучке, и стали они жить-поживать да добра наживать". Подобная история может заинтересовать только совсем маленького ребенка.

Единственный конфликт, который при очень большом желании можно обнаружить в новом отечественном фильме – конфликт семейных ценностей со свободой чувств. Суть его проста: со временем, увы, нередко проходит даже самая нежная любовь, сменяясь взаимным раздражением, непониманием и усталостью друг от друга. При этом отказаться даже от очень неприятной, но привычной семейной рутины в пользу неизведанного способен не каждый, что вполне понятно: вдруг новая жизнь окажется гораздо хуже прежней? Вот супруги и мучают себя и друг друга, не в силах ни возродить былую любовь, ни отказаться от нее ради новой…

Вообще говоря, этот конфликт безусловно серьезен и вполне реалистичен, но в каждом конкретном случае разрешить его не помогут ни мудрые люди, ни произведения искусства: то, что нормально для одной супружеской пары, абсолютно неприемлемо для другой. Выяснение отношений, обычно полезное в дружбе, в семейной жизни далеко не всегда так же целительно; открытие неприятной правды может оказаться столь же пагубным для брака, как и постоянная ложь. А вообще, наблюдается интересная закономерность: в художественных произведениях супруги, находящиеся на грани развода, почти всегда спасают свои отношения, а в обычной жизни чаще происходит с точностью до наоборот. Такое резкое отличие искусства от реальности заставляет о многом задуматься, но это уже тема для отдельного разговора. А в новой отечественной картине семейные конфликты остаются на втором-третьем плане повествования и разрешаются абсолютно предсказуемо.

В результате всего перечисленного выше "Игра в правду", наверняка вопреки намерениям кинематографистов, оказалась больше похожа на игру в поддавки: вполне успешные люди, немного скучая в своей спокойной, благополучной жизни, придумывают себе искусственные проблемы, которые как бы разрешают с минимальными затратами душевных сил. Наблюдение за данным занятием – по-моему, развлечение на любителя.

Впрочем, повторюсь, у новой отечественной ленты есть не только недостатки, но и достоинства. Сыгравшие в ней актеры явно получают огромное удовольствие от совместной работы, и оно безусловно передается зрителям, что в наше интересное время не так уж мало. "Игру в правду" ни в коем случае не должны пропустить любители теплых, душевных историй, поклонники сыгравших в ней актеров, а также люди, испытывающие ностальгию по 1980-м – 1990-м годам. Нужно только понимать, что новый отечественный фильм – не детектив, не комедия, не драма и не мелодрама.

Светлана Степнова




Отклики

Пока откликов нет