Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON 
Дата внесения:  2013-05-28     Просмотров:  914

ВОЙНА . СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ


Аннотация

Война
Аслан Гугаев, командир отряда чеченских боевиков, отпускает двоих пленников. Русского солдата Ваню Ермакова - потому что он не контрактник, а призывник. И англичанина Джона Боила - потому что он должен собрать два миллиона фунтов стерлингов и привезти деньги Гугаеву в качестве выкупа за свою невесту Маргарет. Маргарет остается у Аслана. Так же, как и капитан российской армии Медведев... За отведенные ему два месяца Джон не находит нужную сумму и не находит поддержки у британских властей, зато, вернувшись в Россию, находит Ваню Ермакова, живущего в Тобольске. Джон и Ваня опить едут в Чечню. Чтобы освободить английскую девушку Маргарет и русского капитана Медведева...

Счастливые дни
Пустынный, как будто вымерший Петербург вне времени и вне эпох - провалы окон облупившихся старинных домов, провалы дверей трамваев без пассажиров, грохочущих неизвестно куда по совершенно безлюдным улицам. По этим улицам, мимо этих домов и этих трамваев, одиноко бредет ОН - человек без имени, без памяти, без прошлого и без друзей. Те редкие люди, с кем пересекся его путь, называют его по-разному: одни - Степаном Степановичем, другие - Петром, а хрупкая белокурая девушка, подсевшая к нему однажды на заснеженном кладбище, называет его Борей и говорит, что ждет от него ребенка. Все чего-то хотят от него, он же хочет лишь одного - найти себе комнату, где просто смог бы жить. Но и эта такая простая цель оказывается недостижимой...

Фильм

Режиссер: Алексей Балабанов
Сценарист: Алексей Балабанов
Оператор: Сергей Астахов
Страна: СССР
Производство: Киностудия "Ленфильм",Киностудия Первого и Экспериментального Фильма, Агентство "Партнер", Акционерное общество "Алмас"
Год: 1991
Премьера: февраль 1992
Актеры: Виктор Сухоруков, Николай Лавров, Евгений Меркурьев, Алексей Оленников, Георгий Тейх, Аркадий Шароградский
Жанр: притча

Полиграфия

    

Характеристики диска

Издатель Новый Диск
Упаковка Amaray
Дата релиза /Год 2010
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD9
Размер двд /Gb 5.90
Формат видео /AR 16:9/4:3
Видеобитрейт /Mbps 4.30
Аудиоверсии /Kbps Русский DD5.1 (фильм "Война") , DD2.0(192) (фильм "Счастливые дни")
Субтитры Нет
Бонусы Нет

Меню и логотип



Скриншоты к фильму















Комментарий к обзору

Издатель: Новый Диск (2010)
Серия: Война / Счастливые дни (2 в 1)

Фильм: "Счастливые дни":
Изображение: невысокая четкость, немного завышен контраст, мелкие дефекты пленки
Звук: отчетливый, "почищен"
Субтитры: нет
Бонусы: нет




Отклики

#1  
Дата: 2013-05-28 06:37
BARTON   Страна: 
Откликов: 4941
Обзоров: 2498
В сети существует самодельная двд версия :

Автор: AVV_UA
Оригинальное издание «Нового Диска» представляло из себя DVD9 с двумя фильмами. С диска удалены предупреждения и заставки, первый фильм («Война») и лишние страницы меню, деактивированы лишние кнопки меню, а также добавлены английские субтитры (включаются с пульта). Видео и аудио не изменялись.



Код:
DVD DISC INFO:
Size: 5.90 Gb ( 6 191 214,00 KBytes ) - DVD-9

VTS_01 :
  Play Length: 01:59:54
  Video: PAL 16:9 (720x576) VBR, Auto Letterboxed
  Audio:
      Romanian (Dolby AC3, 6 ch)

VTS_02 :
  Play Length: 01:21:34
  Video: PAL 4:3 (720x576) VBR
  Audio:
      Romanian (Dolby AC3, 2 ch)

* Menus Information *

VIDEO_TS Menu
Video:
      PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
      Not specified (Dolby AC3, 2 ch)
Russian Language Unit :
      Title Menu

VTS_01 Menu
Video:
      PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
      Not specified (Dolby AC3, 2 ch)
Russian Language Unit :
      Root Menu

VTS_02 Menu
Video:
      PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
      Not specified (Dolby AC3, 2 ch)
Russian Language Unit :
      Root Menu



О фильме:

kinopoisk.ru

midav2099

Город, где я не был счастлив, к несчастью, ни разу,
Все как-то на нервах, наверное, уже не добиться любви никак.
По Питеру надо скакать на лошадке, начистив кирасу.
А мы-то плетемся в немытых такси да несвежих воротничках.

(Алексей Кортнев, группа «Несчастный случай»)

Типовая артхаусная картина при этом атипична для самого Ноябриныча, стиль которого, тем не менее безошибочно распознается в каждой снятой сцене. Но возникает ощущение, что собирал финальную версию фильма кто-то вроде предпочитающего многословию одухотворенное молчание Павла Лунгина — поэтому свойственная ныне культовому постановщику ирония, цинизм и насилие остались в мусорной корзине монтажной… Ибо Союз с его рамками дозволенного на тот момент еще не сделал своего предсмертного вздоха.

Главный герой картины в блестящем исполнении Виктора Сухорукова, этого чудовищного Муза Балобанова, предстает на сей раз мужским аналогом Дюймовочки в словно сорванной с мутировавшего колокольчика поникшей шляпе. Шатающийся по выразительным питерским кладбищам и трущобам мистер Никто в поиске собственного угла, в ассоциацию с которым он вкладывает свое понимание счастья. Человек без имени, без памяти, хотя и четко осознающий с горечью, что детство прошло. Просто БЕЗ. Безропотный и слабовольный, обмякающий на стульях и любых горизонтальных поверхностях, в которые въедается крепче плесени и которые покидает быстрее гастербайтера при облаве московской милиции. Впрочем, в этой слабой воле и заключается его сила — искусство протестовать на неразличимых уху окружающих звуковых частотах и безнасильного уклонения от любого конфликта, что можно расценивать как высшее проявление силы на этом празднике абсурда, возведенного в ранг абсолютизма…

Ежик с мягким животом, который не любит петрушку. «Ежик в тумане» от отечественного кино, потерявшему в 90-е всякие ориентиры и маяки, но выведший из него за руку пред ясные очи зрителя Алексея Ноябриновича Балобанова. Которым надо быть, чтобы понять в полной мере его дебютный фильм и «чтоб как-нибудь выразить все же твою невыразимую сущность, А, может быть, даже несмело шепнуть незатейливый комплимент».

8 из 10



Лучшая_девушка_вСССР

Я бы не решилась назвать эту картину «Счастливые дни», хотя понятие счастья у каждого разное. Герой фильма некий человек без имени, без определённого рода занятия, без места жительства и прописки. Единственное, чем он владеет — это жалкая кучка денег, калоши и шляпа, которую он никогда и нигде не снимает, ни при каких обстоятельствах.

Выписавшись из больницы, этот непонятно чем больной человек, пытается найти себе крышу над головой. Для него «счастье» заключается в обладании спальным местом и какой-либо тарой, заменяющей больничную «утку» — больше, кажется, его ничего не волнует. Вплести в историю своей жизни его пытаются трижды.

Первый раз — дама, которая решается назвать его Сергеем Сергеевичем, из-за сходства ушей нашего героя и некого артиста, чьи плакаты висят по всему пустынному Питеру.

Во второй раз кров с ним делит слепой кладбищенский калека, который называет его Петром.

В третий, белокурая проститутка Анна, которая по первому же зову стремится как можно качественнее и быстрее обслужить своих клиентов. Присутствие же в доме хоть плохонького, да мужика, скорее всего оберегает её от лишних разговоров и сплетен. И даже, неизвестно от кого возникшая беременность, предписывается Борису (такое имя даёт ему Анна).

Для всех этих лиц Человек без имени является кем-то вроде маленького идола, перед которым необходимо преклоняться, нужно преподносить ему жертвы в виде еды, подарков, песен. Они же для него не столь важны, для всех них у него заготовлена одна фраза «Уйду я от Вас». Человек вне времени, вне пространства, даже вне собственного «ума» не может быть привязан к определённому месту и определённым людям.

Очень красиво, но слегка навязчиво, вплетена в сюжет музыка Р. Вагнера и Гарри Уоррена. «Too many tears» — в дословном переводе означающее «Как много слёз» — неоднократно слышится из динамика граммофона, из уст белокурой Анны и как самостоятельное музыкальное сопровождение к фильму.

Я поставлю 8 из 10




Доктор Лайтман

Too many tears…

«Покажи мне свое темя…» (с)

Перед нами первый полнометражный фильм Алексея Балабанова (до этого были две документальные короткометражки). Найти этот фильм трудновато, он практически не известен. А зря, хоть он и не для всех зрителей, но однозначно достоин внимания.

Не читал одноименную книгу Сэмюэла Бекетта (и к своему стыду, до сегодняшнего дня даже не знал кто это такой), экранизацией, которой является этот фильм, так что судить о ее качестве не могу в полной мере. Но то, что после просмотра захотелось найти сие произведение, это уже показатель качества экранизации. Очень порадовали запоминающиеся диалоги и большое количество самоиронии.

Сюжет очень прост. Опустевший Санкт-Петербург. Из больницы (возможно для душевно больных) вышел НЕКТО и ищет где бы ему пожить. Кажется что сюжет не о чем, но не тут то было, все, куда уж сложнее. При внешней простоте и местами абсурдности ситуаций, сама история довольно умная. Вообще у Балабанова в творчестве всегда есть некий герой-одиночка как будто из другого мира, и видящий все происходящее наиболее объективным взглядом. Так и здесь, НЕКТО как будто заново родился и познает мир, который оказывается не таким уж радужным, как ему кажется. Повсюду жестокость, безразличие и глупость (пусть и главный герой тоже несколько «сдвинутый», но на общем фоне воспринимается как адекватный человек). Четко выраженной морали здесь нет, каждый поймет ее по-своему, в зависимости от своего взгляда на происходящее, для меня эта история о том, что люди никогда не меняются.

Радует минимализм постановки и отсутствие какой-либо претенциозности. По видеоряду не скажешь, что фильм был снят в 1991 году, кажется, что намного раньше. Смотрится легко и с интересом. Безумно порадовал саундтрек, песен немного, но они жутко запоминаются. И, конечно же, актерская работа Виктора Сухорукова, это одна из самых лучших и запоминающихся ролей в его карьере. Остальные актеры несколько блекнут на его фоне, но все на своих местах.

Вывод: редкий представитель «андерграундного» российского кинематографа начала девяностых годов, и один из лучших его представителей. Всем советую!

Оценка:

10 из 10




Малов-кино

Человек без прошлого

Тихо помешанный бедолага без определённого имени и места жительства выходит из больницы после хирургической операции на головном мозге и за неимением пристанища поселяется на кладбище. Теперь этот почти что фантомный персонаж начинает совершать ежедневные выходы в пустой город-призрак, надеясь найти на руинах полумёртвого мегаполиса кров и кого-то, кто мог бы пригреть его самого.

Герою выпадает странная возможность пережить одно и то же событие несколько раз. Это путешествие по замкнутому кругу оборачивается цепочкой утрат и неоднократным наречением «живого мертвеца» чужими именами, но только не обретением собственного.

Меланхолическая интонация и черно-белая картинка вполне соотносятся с экспрессионистской тональностью патентованной питерской чернухи, демонстрирующей по преимуществу опустошённый город: нежилые дома, заброшенные квартиры — атрибуты особо модного на тот момент декаданса в изображении Северной Пальмиры.

Наполнив экран экзистенциальной тоской, и избежав социального преломления темы «принуждения и свободы», Балабанов сотворил в своём полнометражном дебюте вполне кафкианский мир, хотя за основу брал произведения Сэмюэла Беккета. Фактурная символика Питера оживила литературный первоисточник, в котором, как известно, не было ничего, кроме диалогов.

Хотя перенесённая на чужеродную почву литература абсурда, возможно, и утратила некую первозданную чистоту, это, однако, не помешало Балабанову создать уже в первой картине вполне органичный и надолго оседающий в памяти образный мир.




Amadeo

Темной ночью и чуть свет
Люди явятся на свет.
Люди явятся на свет,
А вокруг — ночная тьма.
И одних — ждет Счастья свет,
А других — Несчастья тьма.

«Изречения невинности» У. Блейк

Первый вопрос, предстающий перед зрителем после просмотра данной картины — это какое изобразили время? Послереволюционная разруха или, возможно, год 1989? Хотя, с другой стороны, кому нужны все эти часы, в них нет правды.

Черные деревья,
Черные дороги…
Чувство утомления
Страха и тревоги.

С идеей фильма понятно — ее задал сам господин Беккет — это абсурдизм существования человека, изображение безграничного страдания и мерзости человеческой природы. А вот тему, на мой взгляд, задал Алексей Ноябринович. Герой Сухорукова несколько раз за фильм произносит одну и ту же фразу: «Я больше ни за что не буду платить». А плата-то всякий раз разная — женщине нужны деньги, слепому мужчине — «сын или друг», а девушке, иногда приходящей на кладбище — любовник. Почему всем что-то надо от одинокого безымянного человека, которому из вышеперечисленного не надо ничего? Его не интересует кто он, как его имя или что с ним произошло, а нужна всего лишь комната, где бы он мог спокойно жить.

Белые строения.
Белые проулки…
Люди-привидения
По пути прогулки.

Название «Счастливые дни» — один из главных абсурдистских символов, пропитавших произведение. А было ли счастье на самом деле? Хоть один из этих дней был счастлив Сергей Сергеевич-Пётр-Боря? Нет, наверное. Его отовсюду гонят, крадут его вещи, используют, какое уж тут счастье. В том-то и заключается главная трагедия маленького человека по отношению к социуму, что «один в поле не воин». Главный герой это ребенок, он химически чистый, но общество, это мерзостное «вещество» с каждым днем портит его мироощущение. У него нет ничего, что бы связывало его со «всеми этими людьми». Лишь небольшая музыкальная шкатулка, которую он изредка открывает и никому не дает, говорит нам, что этот человек еще жив, еще осталось в нем чувство некой внутренней силы духа, хотя и очень слабое.

В этом фильме не стоит искать кульминации или неожиданной развязки. Обыкновенное камерное исполнение в стиле Балабанова, которое, смею заметить, ничуть не портит восприятие, сей картиной можно только наслаждаться, а в конце следует вспомнить, где есть черное, а где — белое.




Sammmael

Человек из музыкальной шкатулки

«Вы не даете мне спокойно… протянуть ноги…» Маленький грустный человечек, непонятным образом очутившийся в огромном пустынном мире, мечтает только об одном: найти для себя «шкатулку» и спрятаться в ней. Таких шкатулок оказывается не так уж мало, но всюду на него обрушиваются коварство жильцов, непонимание, венские стулья…

Уже тот факт, что фильм снят по мотивам произведений (или лучше сказать — текстов) известного абсурдиста Сэмюэля Бэккета, сигнализирует о том, что прямых значений и простых фабульных ходов здесь не будет. Большая часть сюжетного действия вообще происходит за кадром. Мы же наблюдаем за реакцией, мимикой героев в кадре. Это очень интересный ход, подчеркивающий многоплановость повествования. А также можно проследить за эволюцией шляпы главного героя, пальтовыми пертурбациями Анны, петербургским путешествием галош, апокалиптичным катаньем пустого трамвая… Предметы и вещи довлеют над героями.

А самый ничтожный человек, не знающий даже своего имени, оказывается более разумным, чем все окружающие его предметы, лица, тела… Он знает, чего хочет, а они просто заполняют пространство. Забавные перемещения горшков, стульев, диванов в кадре, которые словно подавляют героя своей сущностью, вытесняют его существование своим существованием. Только маленькая балерина из шкатулки является кусочком своего, родного мира для героя. А может, его и не было вовсе?.. этого мира, этого героя. Он исчезает так же незаметно, как и появился. Но мир не остался прежним, он разрушен окончательно.

9 из 10




MC LOUD

Скажу сразу, что понял этот фильм не до конца. Наверное, главную суть уловил, но, все-таки, многих метафор не понял. Не потому, что считаю это кино каким-то странным или плохим. Просто творчество Балабанова весьма сложное и глубокое и, наверное, нужно больше времени, чтобы давать его картинам адекватную оценку.

Этот фильм о маленьком человеке, который потерян в пустом городе. У него нет памяти, нет прошлого, как и нет будущего. И главный герой пытается просто лишь занять своё место, а точнее койку в этом мире. Однако, все это не так просто, и на его пути встают люди, которые представляют собой обиды и злость. Увы, именно из-за этого, его койкой окажется лодка, похожая на гроб.

Сухоруков блестящий актер, и, в этом фильме, он это в очередной раз доказывает. А само кино, конечно же, на любителя. Кому-то покажется полным бредом, кому-то чем-то гениальным.




Лекс Картер

Плохой мир

Как ни странно, но театр абсурда, используемый сегодня во многих авангардных фильмах, и в частности, развернувшийся в короткометражных мультфильмов, сформировался только в XX веке, во многом благодаря ирландскому писателю-модернисту Сэмюэлу Беккету. Нет, не Беккет вовсе это придумал, но сильно повлиял на литературные взгляды современников, в отношении пессимистического искусства, пришедшего в противовес попыткам уразуметь смысл жизни и найти истинное предназначение человека. В мире абсурда нет смысла — он пуст и сер, в нем слова сначала громоздятся друг на друга, а только потом в них может оказаться смысл, а поступки людей в нем не укладываются ни в одну привычную систему. Однако, абсолютная иррациональность, проповедуемая дадаистами, как бы в отместку за жертвы Первой Мировой войны, причиной которой послужило рациональное мышление отдельных предпринимателей и магнатов, не могла считаться чем-то ценным по определению. Благо люди не идеальны, а потому полностью лишить произведение смысла невозможно, тем более, наполняя его образами, вещами или словами. Просто такие произведения стали откровенно тяжелы для понимания, что идеально скрывало массу безвкусицы и чуши.

К счастью в своей дебютной полнометражной работе Балабанов чушь не снял, каковой все-таки являлась малоизвестная одноименная пьеса Беккета. Режиссер намеренно, взяв название, даже не пытался взять что-то из книжного сюжета, его экранизация относится, прежде всего, к Театру Абсурда, на основе произведений одного из родоначальников, однако носит полностью балабановское авторство. Уже этой работой он подтвердил многие каноны своих будущих фильмов, а это, прежде всего, собственный взгляд, на который не повлияют ни сильный первоисточник, ни реакция публики. Вторая особенность — показывать низы общества, максимально извращая представление о светлой и доброй реальности. И ведь не возразить ему: такие люди, действительно, существуют, хоть в «Счастливых днях» всего лишь абстракции, но не без реальных прототипов. А вот третья фирменная особенность, для этого кино скорее обернулась недостатком, хоть и очень приятным — музыкальные вставки. Просто существует некоторый негласный кодекс для людей, в силу обстоятельств, работающих в определенной стране. Для Балабанова — это Россия, поэтому постоянная «Too many tears» несколько удручает, хоть наравне с Беккетом и говорит о стремлении режиссера снимать в западной манере импрессионизма или модернизма.

А вот история как раз таки слишком российская, хотя в ней нет пространственных или временных рамок, и то, что все, конечно же, узнали Петербург — лишь добавляет национальной абсурдности. На деле же безымянный человек в безымянном городе выписывается из больницы и направляется прямиком к свободной самостоятельно жизни. Но здесь показан именно страх свободы, желание человека с признаком умственной отсталости задержаться в белых стенах лечебницы, где все просто, и единственная обязанность — показать темечко. А мир за стенами угрюм, сер и неприветлив, и все что нужно этому человеку без прошлого — найти угол, который смог бы назвать своим домом, и где никто бы ему не мешал. Его наивность напоминает детскую, несознательную веру в то, что о нем должны заботиться, когда его все используют. Старая одежда, калоши, мятая горстка денег и музыкальная шкатулка — все его вещи, но даже их люди хотят заполучить. Однако, кое-что он получает и взамен — будильник, ослика, ежика — словно пародируется сама жизнь, где всегда что-то отдают и что-то получают, только обличенная, как постоянное естественное воровство. А то, что картина сделана, через короткий срок после распада СССР, может, намекнуть на то, что в ней имеет место детского представления о коммунизме, как о светлой мечте и счастливых деньках, когда еще не надо трудиться, и все должно доставаться за счет окружающих, а отсюда и вера в хороший мир.

Не случайно и то, что для совершенно нового человека в этом городе, к безымянному герою Виктора Сухорукова слишком часто обращаются, и ведь, кажется, действительно помогают ему с жильем. Однако, все они представляют его кем-то своим, кого потеряли или никогда не нашли, словно он — пустая пластинка, на которую можно записать, что захочешь. Но у него есть музыкальная шкатулка, и это очень важный образ, не зря в конце, оказавшись в полной темноте, он включит именно ее, будто бы и нет в мире ничего, кроме этой механической мелодии. Воспоминания же, как будто стерты, потому что герой развивается на глазах зрителя: его просят показать голову, и потом он весь фильм будет наивно ценить это «умение»; ему говорят, что он должен найти жилье — и он отправляется на поиски. А дальше и фраза про петрушку, и желание вернуть калоши, которые принадлежат ему, и он совершенно не понимает, почему их носит другой, и убеждение, что самого его зовут Сергей Сергеевич, хотя это имя дала ему татарка, хозяйка первой комнаты. Этим же можно объяснить и полностью атрофировавшуюся привычку снимать одежду, словно сохраняя для себя подобие психологической защиты от окружающих его людей. Все его действия — повторение информации, которою получает в ходе фильма, что очень напоминает типичную амнезию, или даже кое-что похуже, ведь все пошло с травмы головы.

Тот факт что, история начинается в больнице, а позже герой находит пристанище на кладбищенской скамейке, где ему «ноги мешают протянуть», а заканчивается и вовсе в лодке для последнего путешествия, кагбэ тонко намекает на возможность того, что герой наш, сам того не понимая, угодил в чистилище. Население здешнего города, действительно, отдает чем-то умирающим — все живут воспоминаниями или держатся за порочную выгоду, все забыли о существовании друг друга, в то же время ищут кого-то. Особенно контрастируют с общей атмосферой те моменты, когда герой подбирается к окну дома, где живет счастливая семья, у них играет музыка и все дружны, и эта идиллия представляется чем-то недостижимым и навсегда упущенным для безымянного человека. Именно оттуда происходят и больница, и музыкальная шкатулка, перешедшая вместе со своим хозяином в этот странный мир, откуда уже нет выхода. Однако, конкретно тут нельзя ни о чем сказать, ведь абсурд он потому и применяется, чтобы сосредоточиться на деталях, лишаясь целостной картины и понятных объяснений происходящего. Поэтому и герой максимально упрощен и наивен, его приютили, но потом выкинули в незнакомый мир, и он совершенно не знает, что ему делать. Жилье — тут несколько насущная потребность, продиктованная чужими устами, его же настоящая цель — найти такое место, где никто бы его не достал, и ничто больше бы не мешало его покою.

Итог: на основе произведений Беккета Алексей Балабанов создал абсурдный и актуальный для российских реалий мрачный пустынный мир, напоминающий Петербург, где человек безуспешно пытается найти себе комнату, а находит лишь деревянный ящик.




Ju-li-a

Картина-прозрение

Посмотрев этот фильм, рискну оправдать его название: «Счастливые дни». На первый взгляд, о каком уж тут счастье можно говорить — убогий человек без имени, родных и каких бы то ни было средств к существованию пытается найти себе комнату, а находит сплошные неприятности. Но это только на первый взгляд. На самом деле все поиски и метания главного героя, в исполнении Виктора Сухорукова — звенья в цепочке… счастья, которого он, в силу своего слабоумия, даже не может осознать и принять. Но ошибочно считать этого человека недалеким в прямом смысле слова. Такими же точно характеристиками можно наделить каждого второго из нас — успешного и самодостаточного; независимого и гордого; состоятельного и сочувствующего. Однажды обманувшегося. Попробую объяснить почему.

В «Счастливых днях» неприятное событие с героем Сухорукова произошло только при первом знакомстве: с женщиной, которая окрестила его Сергеем Сергеевичем, взяла плату за комнату, после чего явился тот самый Сергей Сергеевич, с которым дама отождествила странного гостя, и выгнал беднягу, забрав на прощание его калоши. После этого наш герой решил, что «больше ни за что не будет платить». То есть, это означает, «больше никто не посмеет меня обмануть». Но последующие встречи явились теми самыми счастливыми днями, мимо которых несчастный прошел и не заметив: у него появляется искренний друг — слепой владелец осла; любимая женщина, которая готова терпеть все его чудачества и рожает ему ребенка! Крик малыша не вызывает никаких эмоций в этом уставшем человеке, и он спокойно уходит в никуда, произнеся стандартные «я больше ни за что не буду платить» и" уйду я от вас».

Никому ничего это не напоминает?! Не так ли поступаем мы со своими близкими, друзьями и любимыми в определенные периоды жизни — бросаем их, отворачиваемся, не замечаем чьей-то боли? В такие моменты мы думаем, что поступаем правильно (особенно если и с нами когда-то поступили подобным образом), идем дальше, живем, но… такая жизнь неизбежно приводит к могиле (как, впрочем, и любая жизнь, но важно, что остается после тебя, не так ли?). Мы приходим к деревянному ящику с надежно запертой крышкой. Именно такой финал ждет главного героя этого фильма, который даже и не понял, что был, быть может, наисчастливейшим человеком в этой жизни…

Что ж, потрясающий фильм, с потрясающей идеей. Браво, Балабанов! Андрей Сухоруков просто великолепен, как и во всех своих ролях. Черно-белое воспроизведение лишь подчеркивает, что важны не краски, а суть. Наверное, уловить ее не просто, но для того, кому она открылась, многое в жизни уже кажется не таким, как прежде. Картина-перерождение! Картина-прозрение!

10 из 10


На сьемка фильма:





VHS:

#2  
Дата: 2013-05-28 06:44
BARTON   Страна: 
Откликов: 4941
Обзоров: 2498
kino-teatr.ru

Счастливые дни

«Хотите взглянуть на мое темя?»
Он («Счастливые дни»)

Для полнометражного игрового дебюта Алексей Балабанов выбрал произведения знаменитого ирландца Сэмюэля Беккета, одного из «отцов» драмы абсурда. Помочь начинающему режиссеру вызвался один из мэтров отечественного кино - Алексей Герман. Именно при участии его Студии первого и экспериментального кино и были созданы «Счастливые дни», а в съемках приняли участие такие актеры, как Виктор Сухоруков, Анжелика Неволина, Николай Лавров, Евгений Меркурьев и Георгий Тейх. Сюжет картины, написанный Алексеем еще во время учебы, основан отчасти на рассказах Беккета «Конец» и «Первая любовь», отчасти - на гротескно-абсурдном мироощущении автора.

Петербург здесь обезличен и практически равен кладбищу, на котором обитает персонаж Сухорукова. И лишь одинокий трамвай, ставший одним из основных символов Балабанова («Я люблю старые трамваи. В этом нет никакой метафоры современности, никакой булгаковщины. Красивые они»), ходит по опустевшему мегаполису, словно единственный выживший после глобальной катастрофы. И все это действие завернуто в музыку Рихарда Вагнера и песню Гарри Уоррена «Too Many Tears», льющуюся из уст обворожительного «порочного ангела» в исполнении Анжелики Неволиной.
Виктор Сухоруков - о первом опыте работы с Балабановым:
«У него есть свои арсеналы и фантазии, как раскочегарить актера. Провокация, например. На «Счастливых днях» заставил меня надеть ботинки на полразмера меньше, тесные. Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: «У меня ноги мерзнут...» А он: «Ничего-ничего, потерпи...» Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались».

Сергей Астахов вспоминает:
«Мы с Лешей Балабановым встретились достаточно случайно. На «Счастливых днях» возникла непростая ситуация: там начинал работу другой оператор, но Балабанова не устроил полученный материал, и тогда Сергей Сельянов, мой друг и однокурсник, позвал меня на выручку.
Показал мне его студенческие работы. И я почувствовал, что общий язык мы найдем.
Работа была тяжелая — я вошел в картину с уже отобранной натурой, сформированной визуальной идеей и частично отснятым метражом. Многое пришлось переснимать, доснимать уже начатые эпизоды (хотя в фильме осталось несколько не моих кадров, вполне достойных).
Балабанов чрезвычайно упрям. Бывало, на «Счастливых днях» он выдвигал идею технически неосуществимую: твердо знал что, но не знал как. И я предпочитаю именно таких режиссеров, как ни странно. Грамотным должен быть оператор — может быть, я привлекаю Балабанова именно тем, что умею преодолевать проблемы и находить возможное решение. Со временем Леша приобрел профессиональный опыт и теперь в технологии разбирается — знает, что можно и чего нельзя. Часто бывает, что технологические знания укрощают мысль, но к Балабанову это не относится: у него хватает мозгов придумывать разные истории, инфернальные в том числе.
На тех же «Счастливых днях» была поставлена чрезвычайно сложная задача «гиперреального» света, со свечами в интерьерах: при той пленке, которой мы располагали, при тех средствах достигнуть желаемого эффекта было почти невозможно. И все же мы это сделали...
У творчества Беккета, как и у этого фильма, нет географии. Потому и Петербург здесь — не Петербург, а пространство абсурдистской пьесы. Это кладбище, колокольня, переулок, женщина, человек, который плюется с балкона на других: это вымышленный, придуманный город. И таким Петербург может быть. Сейчас, правда, такое абсурдистское безвременье снимать было бы сложнее. Например, кладбище в «Счастливых днях» — это Александро-Невская лавра, которая теперь, конечно, выглядит совершенно иначе. А тогда, с точки зрения некой запущенности, странности, там было очень хорошо».

Дебют Балабанова был отмечен тремя фестивальными наградами, среди которых самым внушительным на тот момент был приз за лучший полнометражный фильм на кинофестивале «Дебют». Это, в некоторой степени, позволило Балабанову создать свою вторую картину. Но, прежде чем приступить к съемкам, он выступил соавтором сценария фильма молодого режиссера Надежды Хворовой «Пограничный конфликт», а в 1992 году вместе с Сергеем Сельяновым и Василием Григорьевым выступил в качестве соучредителя Кинокомпании СТВ, которая для него стала практически родным домом. Режиссер также попробовал себя в качестве продюсера на съемках картины «Откровения незнакомцу», над которой работали кинематографисты России, Франции и Италии, а в главных ролях были заняты Сандрин Боннэр и Уильям Херт. К продюсерству он впоследствии вернется лишь раз - в 1995 году при его непосредственном участии будет создана документальная лента «Сергей Эйзенштейн. Автобиография»...