Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON 
Дата внесения:  2012-11-16     Просмотров:  923

СУХОДОЛ


Аннотация

Эта история, в которой переплелись судьбы барской семьи и их дворни, до сих пор считается одним из самых значительных и ярких портретов жизни России конца 19 века. Действие фильма происходит в деревне Суходол, принадлежащей дворянам Хрущевым. Главная героиня - молодая и наивная девушка-крестьянка Наталья, служащая в поместье. Зритель переживает вместе с ней любовь, преданность хозяевам, мистический опыт, изгнание, предательство и веру, в то время как обветшавший Суходол медленно, но неизбежно разрушается, так же неторопливо, как жизни и надежды его обитателей.

Фильм

Режиссер Александра Стреляная
Актеры Яна Есипович, Роза Хайруллина, Елена Калинина, Олег Гаркуша,
Даниил Шигапов, Вадим Сквирский, Наталья Бурмистрова
Сценарий Александра Стреляная
Оператор Александр Демьяненко
Композитор Александр Ланеев
Продюсеры Алексей Учитель
Производство ТПО "Рок", киностудия им. Горького при финансовой поддержке Министерства Культуры Российской Федерации
Действие происходит в деревне Суходол, принадлежащей дворянам Хрущевым. Молодая и наивная девушка-крестьянка Наталья служит в поместье. Здесь никто не знает иной жизни, кроме этой, наполненной суевериями и страхами, и люди находят свое единственное утешение и спасение лишь в Боге. Но помнит ли Господь об этом заброшенном месте? Кто они, святые люди, время от времени приходящие с дороги в поместье, истинно верующие или мошенники?
Год 2011

Полиграфия

    

Характеристики диска

Издатель Монолит
Упаковка Digipak
Дата релиза /Год 2012
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD9
Размер двд /Gb 5.80
Формат видео /AR 16:9 (1,80:1)
Видеобитрейт /Mbps 7.80
Аудиоверсии /Kbps Русский DD5.1(448)
Субтитры Нет
Бонусы Смотрите на DVD

Структура диска

    

Меню и логотип





Скриншоты к фильму











Комментарий к обзору

Издатель: Монолит (2012)
Изображение и Звук: претензий нет
Субтитры: нет
Меню: озвученное, анимированное
Бонусы: анонсы



ruskino.ru

Неподвижность
(рецензия на фильм "Суходол")

Новый отечественный фильм "Суходол" – вполне достойный пример артхаусного кино. Режиссеру удалось добиться именно тех целей, к которым она стремилась. Другое дело, что восприятие любой картины "не для всех" в немалой степени определяется личным вкусом каждого зрителя. Лично мне "Суходол" не понравился и показался невероятно скучным (точнее, нудным), несмотря на свои бесспорные достоинства.

Эта нудность тем более удивительна, что повествует лента об очень благодатном для искусства времени – эпохе разложения феодализма – и посвящена непростым отношениям феодалов-землевладельцев со своими слугами-холопами. На эту тему создано очень много книг и фильмов, среди которых немало шедевров. (Если говорить о самых известных кинокартинах, то навскидку вспоминаются "Унесенные ветром" Виктора Флеминга, "Тихий Дон" Сергея Герасимова, "ХХ век" Бернардо Бертолуччи и "Искупление" Джо Райта.) Сейчас и в Европе, и в Северной Америке, и в Восточной Азии, и, похоже, у нас феодализм все же окончательно остался в прошлом, но интерес к теме подогревает тот факт, что на мировой арене активно действуют государства Ближнего Востока, где феодальные устои еще сильны.
В разных странах отношение к уходящей в небытие эпохе несколько различается оттенками, но в целом определяется пушкинскими строками: "Что пройдет, то будет мило". Навеки исчезнувший мир с его вековыми ритуалами и нерушимыми сословными преградами кажется большинству современных творческих людей невероятно красивым и невообразимо романтичным.

Особенно трепетно относятся к барским усадьбам, прекрасным поручикам и верным холопам в нашей стране, и удивляться тут нечему. Если на фронтах Первой мировой под газовыми атаками умирали аристократы всей Европы, то после окончания этой войны самая страшная участь досталась русскому дворянству. Уцелевшие в сражениях с кайзеровскими войсками находили свою смерть на фронтах Гражданской, погибали от рук мечтавших о мире солдат, восставших крестьян, махновцев и просто дезертиров. Среди тех, кому удалось выжить во всероссийской мясорубке, одни всю оставшуюся жизнь боролись с нищетой в эмиграции, а другие, оставшиеся в СССР, сначала боролись с нищетой, а потом превратились в лагерную пыль. Немногие дворяне, пережившие и эти ужасы, нашли свою смерть на фронтах Второй мировой.

Так что вполне понятно, почему романтичные поручики, бесстрашные корнеты и юные графини практически сразу после начала "оттепели" стали в советском искусстве персонажами абсолютно положительными. На произведения о Гражданской войне, разумеется, влияла цензура, но даже там дворяне, формально отрицательные, нередко выглядели порядочнее и совестливее классово правильных большевиков.

При этом русские писатели-классики, как дореволюционные, так и работавшие в эмиграции, тоже нередко описывали усадебную жизнь и отношения дворян с крестьянами (точнее – молодых господ с деревенскими девушками) в очень светлых, романтичных тонах. Причина этого вполне понятна. В творчестве знаменитых авторов проявлялась тоска по ушедшей юности и по уходящему в прошлое быту, который в России начал исчезать сразу после отмены крепостного права, сначала – медленно и почти незаметно, но с каждым годом все быстрее и быстрее.

Вот только на самом деле в отношениях дворян и крестьян все было совсем не так замечательно. Самые светлые, самые искренние чувства юноши из дворянской семьи к деревенской девушке всегда заканчивались одинаково – расставанием. Даже самые добрые и образованные барчуки не находили в себе сил ни порвать с семьей ради любви, ни ввести необразованную жену в светский круг, в котором вращались. Крестьянские девушки не всегда получали от слабовольных возлюбленных даже деньги на дальнейшее устройство своей жизни…

Впрочем, любовь, даже несчастная, даже омраченная предательством, – это все равно радость и счастье, пусть и смешанные с горем и слезами. Увы, и среди дворян, и среди крестьян хватало тех, кому любви не досталось, а бед выпало предостаточно. Распрекрасная и романтичная феодальная система калечила судьбы людей гораздо страшнее, чем думают многие наши современники.

И безусловного уважения заслуживают люди искусства, которые стремятся рассказать зрителям о мрачных сторонах феодализма. Особенно важно уделять внимание не только совсем уж жутким эксцессам (даже в XVIII веке такие садистки, как Салтычиха, были редкостью), но и кошмарной безысходности повседневной жизни – об этом людям нашего времени известно гораздо меньше.

Так что Александра Стреляная поступила очень правильно, выбрав для экранизации одноименный рассказ Бунина о миловидном, нежном и абсолютно безнадежном кошмаре усадебной жизни.

Все особенности картины полностью соответствуют замыслу режиссера. Дворяне, которых мы привыкли воспринимать как личностей исключительных и незаурядных, в "Суходоле" показаны людьми абсолютно обычными, лишенными и талантов, и яркой индивидуальности. (Мне кажется, это больше соответствует действительности, чем излишне романтичный подход советских кинематографистов.)

А больше всего современных зрителей в новой отечественной ленте удивит дворянская усадьба. Большинство из нас, особо не задумываясь, привыкли считать барские дома улучшенной версией современных роскошных особняков, но на самом-то деле это совсем не так!

Асфальтовое покрытие появилось только в ХХ веке, а до этого все дороги, окружающие любые дома, в том числе и барские, весной и осенью превращались в непролазную грязь. Даже гулять там было затруднительно. (Недаром большинство хозяев поместий немалую часть времени проводили на верховых прогулках!) В богатых усадьбах подъездные аллеи были посыпаны гравием, но даже у очень состоятельных помещиков дороги, проходимые в любую погоду, являлись лишь малой частью троп и трактов, которые пересекали принадлежавшие им земли.

А еще в барских домах в темное время года было очень темно. Электричество пришло в дворянские усадьбы (причем исключительно богатые и расположенные недалеко от столичных городов) лишь в начале ХХ столетия, а до этого многие поколения помещиков жили при свечах. Людям XXI века темно читать даже при пятидесятиваттной электрической лампочке, а сколько свечей должно гореть, чтобы так же ярко осветить сравнительно небольшую комнату? Да, в богатых усадьбах и на балах сияли десятки и сотни свечей, но такая роскошь была по карману не всем и не всегда. Большинство дворян обходились одним-двумя канделябрами, и в этом полумраке долгими осенними и зимними вечерами читали, писали, вышивали, рисовали и спорили о политике, философии и любви. Мы, оказавшись в темной комнате, привычным жестом ищем на стене выключатель, а даже самым богатым дворянам приходилось тратить немало времени на разжигание свечей. Кстати говоря, спички тоже появились сравнительно недавно, а до этого даже цари пользовались… трутом? Кресалом? Огнивом? Я, честно говоря, не знаю, чем именно, но не сомневаюсь, что процесс зажигания свечей был весьма долгим и утомительным. Все это показано в "Суходоле" очень убедительно, и безусловная заслуга кинематографистов – в том, что они заставляют зрителей задуматься о неромантичных сторонах жизни романтичных феодалов.

Если так жили помещики, то нищету крестьян людям нашего времени и вообразить сложно. Александра Стреляная, правда, уделила основное внимание не безысходной бедности русских земледельцев, веками кормивших своих бездельников-господ, а столь же ужасающему крестьянскому невежеству, но и это тоже абсолютно правильный подход. Сейчас, в пору всеобщей грамотности, стало забываться, что вера русских крестьян, формально называвшаяся православием, хотя и использовала имена христианского Бога и святых, но в основе своей была почти неприкрытым язычеством. Иначе и быть не могло: до самой революции 1917 года большинство русских крестьян были неграмотны и о Боге слышали только на церковных службах. А все православные молитвы читались (и читаются) на старославянском языке, который уже к концу XIX века понимали только высокообразованные люди. Так что веру большинства русских крестьян составляли обрывки, которые запомнились из проповедей священника, – и древние языческие заговоры, традиции и обряды, тысячелетиями передававшиеся из поколения в поколение. Всем, кто сегодня утверждает, что православие – исконная вера России, не помешало бы поговорить со своими бабушками (или просто деревенскими старушками) и выяснить, что они помнят из Библии. Уверена на сто процентов: результаты опроса станут настоящим шоком для всех ревнителей русского христианства, и это результат отнюдь не советской антирелигиозной пропаганды, а изначального дореволюционного невежества крестьян.

Еще одно последствие крестьянского невежества мы, наверное, тоже не осознаем до конца. Современные люди живут в мире скучном – но вполне надежном. Мы точно знаем, что домовые, лешие и колдуны не существуют в природе, и, значит, опасаться их нечего. А крестьяне точно так же твердо знали, что черти, ведьмы, водяные и лешие абсолютно реальны, и они могут как помочь, так и очень серьезно навредить (естественно, в жизни чаще случалось второе). Возможность в любой момент встретиться со сверхъестественными силами была частью повседневной жизни крестьян, а нам такое даже вообразить сложно.

В "Суходоле" великолепно показано и скрытое под маской христианства язычество крестьян, и их необычное по современным меркам отношение к миру. Данные особенности сближают новый отечественный фильм с такими шедеврами украинского поэтического кинематографа, как "Тени забытых предков" Сергея Параджанова и "Белая птица с черной отметиной" Юрия Ильенко. Правда, на Западной Украине, где снимались эти две замечательные картины, многие древние обычаи были живы и в 1960-ые годы, так что воссозданный на экране удивительный крестьянский мир выглядит гораздо убедительнее. Впрочем, главные роли в обеих лентах исполняли профессиональные актеры, выросшие в интеллигентных семьях, так что аутентичность украинского поэтического кинематографа тоже не стоит переоценивать. А в современной России исконные крестьянские обычаи почти полностью ушли в прошлое, и в этой непростой ситуации создателям "Суходола" удалось достигнуть вполне впечатляющих и убедительных результатов.

Правда, без некоторых стилистических перехлестов все же не обошлось. Меня, например, ужасно раздражала обработка пленки, при которой зеленый цвет листьев и травы становится синевато-фиолетовым. Понятно, что таким образом кинематографисты хотели показать необычные стороны привычного всем мира, но очень уж этот прием затаскан! И в данном случае его, по-моему, следовало бы оставить только в эпизодах снов и видений героини.

Все остальное в "Суходоле" получилось прекрасно – и актерские работы, и работы оператора, костюмера и художника, и саундтрек. А лично мое субъективное впечатление от увиденного полностью угробила лишь одна деталь авторского замысла, причем, увы, неотъемлемая.

Дело в том, что новая отечественная картина – это история женского безумия. Причины его понятны – безысходная доля женщин (как дворянок, так и крестьянок) в красивом и с виду романтичном феодальном мире. Наверное, нужно рассказывать об этом современным зрителям – хотя бы для того, чтобы они не идеализировали весьма мрачную эпоху мировой истории. Но количество безумиц на минуту экранного времени в "Суходоле" ставит рекорды, а наблюдать за разговорами и действиями сумасшедших невероятно скучно. В "Тенях забытых предков" и "Белой птице с черной отметиной" сумасшествия тоже хватает, да и действие в этих лентах нельзя назвать слишком динамичным. Но оба украинских фильма рассказывают еще и о Любви, о ненависти, о родственных узах и о политике (в "Тенях…" последняя тема показана лишь краешком, а в "Птице…" о бандеровцах говорится с невероятной для своего времени смелостью). Поэтому, на мой взгляд, шедевры украинского поэтического кино гораздо более смотрибельны, чем "Суходол", хотя и они, конечно, тоже на любителя.

Но, как бы то ни было, новую отечественную картину ни в коем случае не должны пропустить поклонники артхаусного кинематографа. Еще ее имело бы смысл в принудительном порядке показывать всем поклонникам усадебно-дворянской романтики. Но боюсь, увиденное их все равно не убедит.

Светлана Степнова




Отклики

Пока откликов нет