Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON 
Дата внесения:  2012-10-17     Просмотров:  834

ЗА ТОБОЙ


Аннотация

Воспитывающая в одиночку младшего брата-инвалида, двадцатилетняя Кира однажды оказывается перед выбором: спасти жизнь чужого человека или уберечь свою. На принятие решения ей отведено лишь мгновение. И за это время девушка успевает совершить долгое путешествие по иллюзорным мирам своих фантазий и воспоминаний. Что ждет ее в конце пути? Освобождение? Надежда? Чья-то смерть?

Фильм

Режиссер Татьяна Ивашкина
Актеры Светлана Ходченкова, Максим Колесников, Алексей Серебряков, Владислав Ветров, Анна Алексахина, Андрей Шибаршин, Мария Курдиневич
Сценарий Татьяна Ивашкина
Оператор Иван Гудков
Композитор Юрий Смоляков, Олег Зарипов (участие)
Продюсеры Владимир Отвиновский, Сергей Алехнович, Юрий Коптев, Станислав Ягупов
Производство OOO "Студия Легкие Люди"
Год 2011
Сайт www.zatoboy.com

Полиграфия

    

Характеристики диска

Издатель Мистерия Звука
Упаковка Amaray
Зона 5
Дата релиза /Год 2012
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD9
Размер двд /Gb 3.90
Формат видео /AR 16:9 (1,77:1)
Видеобитрейт /Mbps 8.00
Аудиоверсии /Kbps Русский DD5.1(448)
Субтитры Нет
Бонусы Нет

Структура диска

    



Меню и логотип







Скриншоты к фильму













Видеоклип в оригинальном формате

VIDEO • MPEG2

Комментарий к обзору

Издатель: Мистерия Звука (2012)
Изображение и Звук: претензий нет
Субтитры: нет
Меню: озвученное, статичное
Бонусы: нет




ruskino.ru

Иллюзорные пространства
(рецензия на фильм "За тобой")

Новому российскому фильму "За тобой" многие недостатки можно простить за то, что он снят в очень популярном жанре мистической мелодрамы с элементами триллера. Как ни крути, если отечественное кино когда-нибудь и начнет приносить постоянную прибыль, то только за счет жанровых картин (прокатная судьба артхауса непредсказуема всегда и везде). И любые попытки российских кинематографистов снять "кино для всех" заслуживают внимания и уважения хотя бы потому, что показывают другим, какие сюжетные ходы и художественные приемы "работают", а какие нужно как можно скорее выбросить на свалку истории.

Увы, иных достоинств у новой отечественной ленты немного. Ее создатели совершили две ошибки, очень характерные для российских кинематографистов. Во-первых, они пренебрегли основными правилами жанра, попытавшись создать велосипед путем скрещивания ежа и ужа. Во-вторых, проявили поразительно мало интереса к своим персонажам и их судьбам.

Это тем более обидно, что фильмы о путешествиях героев во времени и пространстве при условии соблюдения хотя бы основных жанровых правил очень выигрышно смотрятся на экране. Каждый год в разных странах появляется как минимум несколько картин с подобным сюжетом (например, в нашем прокате совсем недавно шла лента "Далеко по соседству"). И все они делают если не рекордные, то неплохие сборы.

Истории о людях, попадающих в параллельные реальности прошлого – своего и своих близких – на Западе снимают уже очень давно. Например, одним из самых популярных рождественских фильмов в США по-прежнему остается созданная в 1946 году мелодрама "Эта прекрасная жизнь" Фрэнка Капры. Ее герой, подумывавший о самоубийстве провинциальный неудачник, однажды с помощью ангела попал в мир, где никогда не рождался, и понял, что сделал немало хорошего и помог очень многим людям.

Но регулярно появляться на киноэкранах истории о путешествии персонажей в свое и чужое прошлое стали в 1980-е годы. Произошло это благодаря огромному успеху картины Роберта Земекиса "Назад в будущее" (1985 г.). Рассказывала она о старшекласснике из не очень благополучной семьи, который на машине времени перенесся во времена, когда его родители заканчивали школу, и помог им лучше понять друг друга и раскрыть свои таланты. Когда подросток вернулся обратно в свое настоящее, то обнаружил, что его семья стала гораздо счастливее…

Успех ленты Земекиса вдохновил многих голливудских кинематографистов. Их работы, как и "Назад в будущее", были созданы в жанре комедийной мелодрамы. Например, в фильме Фрэнсиса Форда Копполы "Пегги Сью вышла замуж" (1986 г.) сорокалетняя героиня попадала в мир своей школьной юности и переосмысливала отношения с одноклассниками. В "Дне сурка" (1993 г.) Гарольда Рэмиса главный герой десятки и сотни раз проживал один-единственный зимний день в маленьком городке, куда приехал в командировку. В пересказе подобные истории выглядят странновато, но они пользуются заслуженным успехом у зрителей именно потому, что кинематографистам удалось наполнить не очень правдоподобные сюжеты множеством узнаваемых, достоверных подробностей.

В этих и многих других картинах основное внимание уделялось воссозданию на экране характеров главных героев и их отношений (и, если это было необходимо, – цвета времени). А смысл таких историй – в осознании персонажами собственных ошибок, переосмыслении своего прошлого и настоящего.

В начале 1990-х о путешествиях персонажей по альтернативным реальностям стали снимать не только комедийные мелодрамы, но и триллеры. Именно этот жанр со временем стал более популярным; в качестве типичных примеров среди великого множества лент можно назвать "Коматозников" (1990 г.) Джоэла Шумахера и "Эффект бабочки" (2004 г.) Эрика Бресса и Мэкая Грубера.

В триллерах о путешествиях героев в прошлое наибольшее внимание уделяется трудностям, которых они пытаются избежать. При этом нередко преодоление одной проблемы означает немедленное возникновение другой, еще более серьезной, так что бедолаги попадают из огня да в полымя. Эта сюжетная линия превращает фильмы данного жанра в современный аналог старинных сказок: если раньше герои спасались от Баб-Яг, Кощеев, великанов и людоедов, то сейчас – от маньяков, грабителей, педофилов и опять же людоедов.

За минувшие десятилетия накоплен настолько огромный опыт создания подобных лент, что достаточно просто использовать его, ничего особо не меняя, – и получится если не шедевр, то вполне смотрибельный фильм. Увы, отечественные кинематографисты на съемках картины "За тобой" умудрились споткнуться обо все мыслимые и немыслимые грабли и совершили все возможные и невозможные ошибки.

Поначалу неприятно удивляет слащаво-трагический сюжет: нечто подобное можно почти каждый день видеть по ТВ в многочисленных "мыльных операх".

Например, если до гибели родителей маленького Даню и его старшую сестру Киру окружали только хорошие люди, то после трагедии сиротам пришлось общаться исключительно с негодяями разной степени мерзостности. Например, старшая коллега Киры не столько сочувствует ее невзгодам и беде ее брата, сколько злорадствует. Поклонник девушки – редкий козел и жмот; он не только хочет встречаться с Кирой, но и требует, чтобы она отправила парализованного брата в больницу.

Впрочем, такое вполне возможно: жизнь сирот действительно очень непроста. Но и остальные сюжетные ходы трагично-слащавы до оскомины. Например, Даня перестал ходить, говорить и слышать не после травмы, а в результате шока от смерти родителей. В таких обстоятельствах за мальчиком действительно не нужен постоянный присмотр, а шансов на выздоровление больше, чем в любых других обстоятельствах.

Кира рыдает даже чаще, чем героини большинства телевизионных слезовыжималок, и совершает немало глупостей. Например, большинству людей очевидно: если из-за потери ключей нельзя войти в квартиру, где находится парализованный глухонемой ребенок, то нужно не рыдать у дверей и не ехать в другой город за запасными ключами, а идти к соседу за инструментами, позволяющими открыть дверь, или в РЭУ за слесарем. Даже если потом придется тратить деньги на установку нового замка, это все равно обойдется дешевле финансово и психологически, чем на протяжении долгого времени подвергать опасности больного ребенка.

Ну ладно, молоденькая девушка, попавшая в очень непростую ситуацию, действительно имеет право на слезы и глупые ошибки. Да и подобные истории не обязаны быть оригинальными: гораздо важнее интересно показать путешествия героя в прошлое.

Увы, в новой отечественной картине и с этим большие проблемы. Поначалу путешествие героини в прошлое наполнено множеством бытовых деталей. Кажется, что это мелодрама, просто чуть более грустная, чем другие ленты данного жанра. К сожалению, на поверку все подробности оказываются абсолютно картонными и неубедительными.

Например, счастливая жизнь родителей Киры и Дани показана всего двумя эпизодами. В первом из них глава семьи вместе с женой собирается на симпозиум, где должен произнести речь. Но в таких обстоятельствах умная жена будет предупредительна и добра к супругу, даже если между ними нет согласия: от успеха выступления мужа наверняка зависит благополучие семьи в ближайшие годы.

Во втором эпизоде супруги с детьми играют в снежки. Но и это вполне могло случиться в не слишком дружной семье: недолгие периоды согласия бывают и у самых больших спорщиков. Так что ни одна, ни другая сцена не может считаться доказательством семейного счастья родителей Киры и Дани.

В фильме нет повседневных, будничных эпизодов жизни персонажей до трагедии – а ведь быт любой семьи складывается именно из этого, а не из подготовки к важным мероприятиям и не из развлечений. Так что счастье Киры, Дани и их родителей выглядит слишком уж рекламно-витринным, чтобы быть настоящим.

Спору нет, порой картинно-благополучные семьи действительно именно таковы, какими кажутся. Но поведение героев нового отечественного фильма заставляет очень сильно сомневаться в их семейном счастье.

Наибольшие подозрения вызывают действия Киры – она отбила чужого жениха, хотя знала и его, и его невесту с детсадовских времен. На робкие упреки матери Кира реагировала не просто резко, а истерично, заявляя, что этот парень ей не нужен, но она его не бросит. А почему, собственно, хорошая девочка, которая выросла в (вроде бы) благополучной и счастливой семье, так легко, бездумно и бессмысленно разрушила счастье своих друзей?

Родители Киры (и это прекрасно видно на экране благодаря замечательной работе художника) – даже по столичным меркам люди не бедные, а уж по провинциальным – вполне состоятельные. Семья живет в отдельной, причем явно не однокомнатной, квартире, переполненной мебелью и бытовой техникой, и ездит на собственной машине. При этом родители Киры, каковы бы ни были на самом деле их отношения, явно люди приветливые и компанейские, так что гости в дом наверняка приходили часто. А у красивой и обаятельной дочери гостеприимных и небедных родителей непременно имелось немало поклонников, так зачем же ей потребовалось отбивать чужого жениха?

В ленте причина странного поступка Киры показана просто: позавидовала вдруг девушка чужому счастью – и отбила парня. Но в результате внезапного порыва можно встретиться с нелюбимым пару-тройку раз, не больше. Потом с ним станет скучно, и бросится в глаза и горе лучшей подруги, и осуждение друзей и родичей. И если в такой ситуации Кира продолжала встречаться с нелюбимым, – значит, у нее была веская причина.

Точнее, причин могло быть несколько, но любая из них свидетельствует об очень больших проблемах девушки. Например, если Кира ревновала родителей к младшему брату и думала, что он отнял у нее бОльшую часть их любви, то могла считать себя вправе поступать так же с другими людьми. Если девушка недавно рассталась со своим парнем, то вполне могла начать новую интрижку от скуки или из желания отомстить коварным мужчинам. Наконец, Кира могла просто вдруг влюбиться в друга детства и чужого жениха – такое ведь тоже случается! Вот только даже в такой ситуации не всякая решится разбить счастье лучших друзей…

Так что в любом случае поступок Киры – это свидетельство очень больших личных проблем, что довольно странно для девушки, которая выросла во вроде бы благополучной семье. И в этих проблемах было бы интересно разобраться, тем более что жанр путешествия в прошлое подразумевает именно переосмысление своих ошибок и достижений.

Увы, ничего подобного в новом отечественном фильме нет, и, заканчивая его смотреть, мы знаем о внутренних проблемах Киры не намного больше, чем в начале сеанса.

Это было бы еще полбеды, если бы картина, из которой не получилось мелодрамы, оказалась бы неплохим мистическим триллером. И надежда на нечто подобное возникла в тот момент, когда выяснилось, что если бы Кира, провожая родителей на симпозиум, повела бы себя как заботливая дочь и сестра, то семью настигла бы другая трагедия, пожалуй, даже более страшная. Дальше по законам жанра следовало ожидать новых возвращений девушки в роковой день и новых ее попыток избавить своих близких от беды.

Однако дальнейшие события пошли иным путем: Кира отправилась в еще более давнее прошлое и исправила другой свой плохой поступок. На этот раз помощь ближним завершилась благополучно, без роковых последствий.

Затем обнаружилось, что оба путешествия в прошлое были фантазиями и в настоящем ничего не изменили. Их единственное предназначение – заставить Киру совершить самоотверженный поступок в реальной жизни. Беда в том, что, действуя таким образом, девушка подставляла не только себя, но и своего брата-калеку...

Конечно, персонажи – люди подневольные, они всегда будут действовать так, как велят им сценаристы. Но назвать финал новой отечественной картины хэппи-эндом невозможно, несмотря на все старания кинематографистов: как известно, участь детей-сирот в нашей стране как минимум непредсказуема…

В общем и целом, совершенно непонятно, какой смысл вложили в свою историю создатели ленты "За тобой". Если речь шла о том, что каждый человек должен непременно искупить свои грехи, то непонятно, почему козлом отпущения стала именно Кира, совершившая гораздо меньше гадостей, чем, например, подонки, которые в одном из эпизодов мучили собаку. Если подразумевалось, что любой хороший поступок, даже сделанный незнакомому человеку, непременно поможет тому, кто его совершил, – это утверждение полностью опровергается логикой сюжета и грустными реалиями современной российской жизни. Переосмысление своего прошлого и своих поступков Кире ничем не помогло, а основные правила жанра подобных лент в новом отечественном фильме были грубо нарушены... Увы, только артхаус способен вызывать споры и заставлять задумываться даже в тех случаях, когда поставлен неидеально. А если жанровое кино снято с вопиющим нарушением правил, оно немедленно утрачивает всякий смысл.

Так что порекомендовать новую отечественную ленту можно только поклонникам сыгравших в ней актеров. Светлана Ходченкова в роли несчастной девушки выглядит гораздо убедительнее, чем в образе Прокопьи Людмиловны Калугиной. У Алексея Серебрякова роль совсем крохотная, но настолько отвратительных людей он не играл уже давно. А поклонники как мелодрам, так и триллеров о путешествиях в прошлое при желании смогут найти гораздо более интересные ленты.

Светлана Степнова




Отклики

Пока откликов нет