Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON 
Дата внесения:  2012-07-09     Просмотров:  1034

МАТЧ


Аннотация

1942 год. Николай Раневич, вратарь и звезда киевского "Динамо", теряет самое дорогое -свободу, любимую девушку Анну и возможность играть в футбол. Анна спасает Николая из плена, но теперь они не могут быть вместе… Немцы устраивают чемпионат по футболу между местными командами и сборной Вермахта. Раневич собирает друзей и вновь выходит на поле играть за свою честь, за любовь, за Родину!

Фильм

Режиссер Андрей Малюков
Актеры Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Екатерина Климова, Станислав Боклан, Остап Ступка, Александр Кобзарь, Петар Зекавица, Сергей Романович, Никита Тезин, Александр Крыжановский
Сценарий Тимофей Сергейцев, Игорь Сосна, Дмитрий Зверьков
Оператор Сергей Михальчук
Продюсеры Илья Неретин, Дмитрий Куликов, Тимофей Сергейцев
Производство студия "Рекун-синема", ПЦ "Централ Партнершип"
О подвиге футболистов команды "Динамо" в оккупированном фашистами Киеве. Летом 1942 года состоялось около десяти футбольных матчей между командой "Старт" (Динамо) и немецкими командами. Наши футболисты выиграли все матчи (включая и знаменитый матч-реванш со сборной "Люфтваффе"), несмотря на давление и угрозы со стороны немцев. Все это происходило в невероятно тяжелой атмосфере оккупированного Киева: расстрелы в Бабьем Яру, концлагерь смерти "Дарница", фашистская пропаганда о скором поражении СССР в войне (фронт катился к Сталинграду). Как в такой ситуации люди находят в себе силы не сдаться, не согнуться, выстоять и победить даже ценою собственной жизни?
Год 2012
Сайт match-film.ru

Полиграфия

    

Характеристики диска

Издатель CD Land
Упаковка Digipak
Дата релиза /Год 2012
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD5
Размер двд /Gb 3.96
Формат видео /AR 16:9 (1,77:1)
Видеобитрейт /Mbps 4.00
Аудиоверсии /Kbps Русский DD5.1(448)
Субтитры Нет
Бонусы Видеоклип (Гарик Сукачев) "Победа За Нами"

Структура диска

    

Меню и логотип











Скриншоты к фильму













Видеоклип в оригинальном формате

VIDEO • MPEG2

Комментарий к обзору

Издатель: CD Land (2012)
Изображение и Звук: претензий нет
Субтитры: нет
Меню: озвученное, анимированное
Бонусы: Видеоклип (Гарик Сукачев) - "Победа За Нами"



Команда, без которой нам не жить
(рецензия на фильм "Матч")

ruskino.ru

Если бы мне нужно было написать на новый отечественный фильм "Матч" рецензию из одного слова, я бы не колебалась ни секунды: "Мо-лод-цы!" Но такое невозможно в принципе, поэтому придется объяснять подробно. Увы, сделать это будет нелегко, поскольку многие слова, которые нужно использовать в рецензии, сейчас поистерлись от частого и неуместного использования. Но все же попробую.

Один успех может быть случайностью, два – закономерность. Андрей Малюков поставил две прекрасные военные картины – "Мы из будущего" и "Матч" – и обе они очень профессионально и осмысленно сняты. Сочетание исключительного профессионализма и твердой гражданской позиции в современном российском кинематографе встречается крайне редко, а в данном случае оно особенно удивительно потому, что Малюкова никак нельзя назвать талантливым режиссером в том смысле, который обычно вкладывают в эти слова кинокритики. Малюков не изобретает ни нового киноязыка, ни новаторских художественных средств – он просто виртуозно использует лучшие наработки своих коллег, причем делает это не просто так, а ради действительно важной и высокой цели. Вообще, четкое понимание принципов киноязыка в сочетании с твердой нравственной позицией, на мой взгляд, более характерно для снимавших англоязычное кино в 50-е – 80-е годы режиссеров – Стэнли Крамера, Сиднея Люмета, Нормана Джуисона, Боба Фосса, Фрэнсиса Форда Копполы, Милоша Формана, Алана Паркера, Оливера Стоуна. Степень таланта у них была разная, но все работали очень качественно и точно знали, что хотят сказать своими лентами. В Европе и в СССР неравнодушных творцов тоже всегда хватало, но профессионалы среди них встречались нечасто. Так что современной России очень повезло, что у нее есть Малюков.

К его новой великолепной работе у меня только три претензии. О последней скажу несколько позже, а об остальных упомяну сразу, чтобы больше к ним не возвращаться.

Во-первых, мне кажется не совсем правильной ситуация, когда российский режиссер снимает кино о том, как украинские националисты поддержали Гитлера. Это, конечно, правда, но причины помогать фашистам у них были – достаточно вспомнить хотя бы так называемый Голодомор и жуткую советизацию присоединенной к СССР перед войной Западной Украины. Создателям "Матча" из чистой справедливости стоило упомянуть о тех страшных событиях хотя бы парой слов. Безусловно, встав на сторону нацистов, украинские националисты сделали принципиально неверный выбор: сатану нельзя изгнать с помощью князя бесов. Но упрощать до предела очень неоднозначную ситуацию людям искусства тоже не рекомендуется.

Впрочем, главное даже не это. Важнее то, что Украина – уже больше двадцати лет независимое государство, а за фашистов воевали и многие русские – как белые офицеры, так и красноармейцы-власовцы. Да и сейчас в нашей стране нацистов хватает, так что логичнее было бы заниматься своими проблемами, а не соседскими.

Но если уж за основу сюжета взят именно "матч смерти", то не упомянуть об украинских националистах кинематографисты не могли, а очень неоднозначная тема раскрыта в новом отечественном фильме вполне тактично. Баланс между "хорошими" и "плохими" выдержан ювелирно (хотя порой и излишне мелодраматично): даже самые мерзкие типы порой ведут себя по-человечески, а порядочных и добрых людей среди украинцев больше, чем негодяев, в разы, если не в десятки раз. Так что в данном отношении "Матч" очень похож на реальную жизнь, и никакого очернения Украины и украинцев я не заметила.

Второй существенный недостаток новой отечественной картины – странноватое утверждение, что все красивые девушки в оккупированном Киеве спали с фашистами. Нет, я понимаю, конечно, что кинематографисты хотели сказать своей работой совсем иное – что и хорошие девушки иногда спали с фашистами, поскольку жизнь временами складывается очень подло. Но молодых и красивых героинь в ленте всего две, и если у обеих судьбы сложились именно так подло, то по законам искусства это значит, что данная закономерность верна для всех молодых и красивых жительниц оккупированных советских городов. А ведь избежать крайне неприятной двусмысленности было очень просто: следовало всего лишь ввести в сюжет еще одну девушку – например, студентку, которая в первые дни войны пошла в санитарки в госпиталь, с началом оккупации стала продавать на рынке вещи, чтобы выжить, там познакомилась с одним из футболистов и влюбилась в него. Этот сюжет занял бы сравнительно немного экранного времени, зато хоть немного уравновесил бы истории киевлянок, вынужденных пойти на сделки с совестью…

А во всех остальных отношениях "Матч" превосходен. Когда я его смотрела, то очень хорошо видела все балки, перекрытия и даже болты и гайки авторского замысла, но это абсолютно не мешало мне восхищаться, сочувствовать, возмущаться, сжимать кулаки от бессильного гнева и утирать слезы. Профессионально и осмысленно снятое кино – очень сильная штука.

Да, сценарий порой излишне мелодраматичен, да и фактические неточности в нем есть (например, странным кажется и назначение бургомистром украинской столицы бывшего советского чиновника, и то, что после возвращения домой хозяин ни разу не заглянул в свой сарай – хотя бы для того, чтобы забрать оттуда какие-нибудь вещи). Но на все это не обращаешь внимания, потому что в целом сценарий написан невероятно профессионально. Драматургия каждого матча (именно ее особенно трудно воссоздать средствами художественного кинематографа) продумана до мелочей и понятна даже людям, которые ничего не смыслят в футболе. В сценарии нет ничего случайного: любая незаметная деталь непременно обыгрывается в дальнейших событиях. Сарай, в мирную пору служивший местом тайных свиданий, во время оккупации используется совсем в иных целях. Случайная фотография, сделанная в первый день войны в военкомате, переходя из рук в руки, все же добирается до адресата и спасает ему жизнь. Автограф, данный известным футболистом случайному поклоннику в последний мирный день, становится очень важным во время решающего матча с фашистами…

Но, разумеется, главное в сценарии – пронзительная и достоверная история футбольной команды военнопленных (их "свобода" более чем условна), раз за разом обыгрывавшей фашистов. О "матче смерти" существуют разные мнения, а всей правды, мы, наверное, не узнаем никогда. Однако даже самые непримиримые развенчатели мифа не сомневаются, что как минимум несколько советских участников той игры были расстреляны. А спорить, за победу ли над гитлеровцами их убили, за диверсию против оккупантов или просто так, по причине человеколюбия нацистских суперменшей, – это, на мой взгляд, верх цинизма и глупости. В любом случае победы пленных футболистов над солдатами вражеской армии – абсолютно бесспорный подвиг. Истощенные, измученные физически и морально люди играли против сытых и довольных жизнью соперников, прекрасно понимая, что победа может означать для них смерть (или как минимум заключение в концлагерь) – и все равно побеждали раз за разом! В те страшные годы даже ни в чем не повинных людей гитлеровцы нередко расстреливали как заложников, а уж недочеловеки-славяне, снова и снова размазывавшие по полю непобедимых арийцев, рисковали страшно. Жизнь в постоянном напряжении сама по себе нелегка, а уж обыгрывать в таком состоянии соперников, которые гораздо здоровее и спокойнее, – это безусловный и великий подвиг.

К счастью, сценаристы "Матча" смогли очень точно и просто показать напряжение, в котором жили пленные футболисты, а съемочная группа невероятно достоверно воплотила героическую историю на экране.

Главная заслуга в этом, безусловно, принадлежит режиссеру. Его достижение тем больше, что работать пришлось на не слишком большом бюджете. Но даже в очень непростых обстоятельствах Малюков сумел подобрать исключительно профессиональную команду кинематографистов – операторов, художников, костюмеров, мастеров по созданию спецэффектов, а также актеров, идеально отразивших в своих работах цвет времени, – и достиг именно тех результатов, к которым стремился. Картины счастливой мирной жизни получились настолько яркими и типично соц-артовскими, что им могут позавидовать даже создатели "Шпиона", работавшие с гораздо большим бюджетом. То, что единственный эпизод боя снимался в очень скромных и стесненных условиях, понимаешь только после долгих размышлений, а пока он идет, времени на раздумья не остается: происходящее на экране захватывает внимание целиком и полностью. Фрагменты каждого футбольного матча понятны даже людям, которые ничего не знают об этой игре.

Отдельного упоминания заслуживают эпизоды массовых расстрелов в Бабьем Яру. На мой взгляд, режиссер нашел в них очень правильный баланс между реализмом и условностью. Да, эти сцены смотреть очень тяжело, но не из-за излишнего натурализма (которого, к счастью, нет), а из-за невероятно точно воссозданного на экране ужаса и несправедливости происходящего. Жесткость здесь абсолютно необходима по двум причинам. Во-первых, собственно в сюжете "Матча" ничего особо страшного нет, поэтому непременно нужно было показать исторический фон, на котором советские футболисты вели свою личную войну с нацизмом, и объяснить, чем они рисковали. Во-вторых и в-главных, сейчас всем нам как никогда необходимо помнить, что такое фашизм, а то слишком уж многие стали об этом забывать, а некоторые никогда и не знали. Возможно, просмотр "Матча" заставит задуматься хотя бы нескольких поклонников историй о том, как в некоей альтернативной вселенной нацисты в силу обстоятельств подружились с красноармейцами и вместе с ними отправились бить арабских террористов, американских буржуинов или злобных пришельцев с созвездия Тау Кита. Нет уж, господа фантасты, а также гипер-, турбо- и прочие реалисты, самая страшная беда человечества в последний век – именно фашисты, а со всеми остальными проблемами разобраться гораздо проще…

Единственная, на мой взгляд, слабая сторона Малюкова как режиссера – неумение раскрывать психологию персонажей. Но даже этот недостаток он умеет очень удачно компенсировать. В фильме "Мы из будущего" на усложнение образов героев работал весь пласт народной и художественной памяти о войне (и, в отличие от "Шпиона", он был использован виртуозно). В "Матче" главный герой – это не один или несколько игроков, а Команда, сплоченный коллектив людей, готовых рисковать жизнью ради победы над фашистами. Такой подход в данном случае вдвойне оправдан. Во-первых, своими жизнями действительно рисковали все без исключения участники команды военнопленных, а, во-вторых, разгромить огромные силы нацистской коалиции и в самом деле было под силу не одиночкам, а исключительно сплоченным коллективам единомышленников.

При этом, повторюсь, Малюков при всем своем мастерстве не изобретает ни нового киноязыка, ни художественных средств, а лишь виртуозно использует то, что было создано раньше. Никакой проблемы в этом я не вижу. Конечно, хорошо, когда картины, посвященные по-настоящему серьезным проблемам, становятся еще и прорывом в художественном отношении. Такое порой случается; самый яркий пример в отечественном кинематографе – это, наверное, лента "Летят журавли", даже по современным меркам снятая невероятно изысканно. Но обычно форма и содержание не слишком-то дружат: уделяя внимание одному, легко упустить из вида другое. В таких обстоятельствах режиссеру, снимающему серьезное кино, лучше не изобретать велосипед, а сосредоточиться на проблематике, используя хорошо зарекомендовавшие себя художественные приемы коллег. Малюков так и поступает, причем лучшие и необходимые в каждом конкретном случае чужие наработки подбирает очень тщательно, а тему в своих работах отражает со снайперской точностью с первого до последнего кадра. Если бы все современные российские режиссеры, снимающие зрительское кино, как серьезное, так и развлекательное, работали бы так же качественно и профессионально, то и у поклонников отечественного кинематографа, и у критиков была бы не жизнь, а малина…

А третьей ложкой дегтя в "Матче" для меня стал выбор исполнителя главной роли. Сергей Безруков, один из самых техничных и талантливых современных российских актеров, все делает правильно и нигде не фальшивит, но у каждого исполнителя есть свое амплуа и его границы. У Безрукова, во-первых, на лбу написаны десять классов, а, во-вторых, личности замечательного артиста присуща некая неоднозначность (похожая творческая индивидуальность, например, у Олега Даля и Олега Басилашвили). Само по себе это не хорошо и не плохо, но данные обстоятельства очень желательно учитывать в работе над ролями.

А если индивидуальность актера не учитывать, то получается главный герой "Матча" – человек, который вроде все делает правильно, но все равно кажется немного… ненастоящим, что ли. А ведь решалась эта проблема очень просто. Если режиссеру и продюсерам требовался актер, способный убедительно сыграть человека из народа, то они могли выбирать между Артуром Смольяниновым, Андреем Мерзликиным, Павлом Деревянко и Петром Федоровым – любой из них создал бы гораздо более однозначный образ.

Если же режиссер и продюсеры хотели поработать именно с Безруковым, то лучше было бы немного изменить сценарий (как это сделали братья Вайнеры при экранизации "Эры милосердия", изменив "легенду" для интеллигентного Шарапова-Конкина). Например, с виду простоватый Раткевич вполне мог оказаться одним из "бывших", который старательно притворяется пролетарием, чтобы спастись от репрессий (данное обстоятельство можно было виртуозно использовать при допросе в гестапо). Также вполне подошла бы актерской индивидуальности Безрукова ситуация, когда Раткевич сначала согласился играть в футбол для фашистов лишь ради того, чтобы выжить, но со временем понял, насколько победы его команды важны для его земляков, и начал сражаться с полной самоотдачей (роли с динамикой развития образа удаются Безрукову великолепно).

Но в "Матче" получилось именно то, что получилось, и это вполне типично для творчества Безрукова последних лет. "Участок", "Каникулы строгого режима", "Реальная сказка" – актер явно стремится играть простых парней из народа и делает это с технической точки зрения вполне достойно. Вот только визитной карточкой Безрукова по-прежнему остается Саша Белый, и не потому, что положительных персонажей зрители любят меньше, а потому, что именно в создании образов сложных, неоднозначных людей творческая индивидуальность замечательного актера раскрывается особенно ярко. Я все-таки очень надеюсь, что рано или поздно Безруков это поймет и начнет играть роли того плана, которые прославили Олега Даля и Олега Басилашвили. Но это уже совсем другая история…

А если вернуться к "Матчу" – новый отечественный фильм категорически не рекомендуется поклонникам артхауса, поскольку ничего артхаусного в нем нет. Зато всем остальным зрителям, которые не хотят забывать ни Вторую мировую, ни фашизм, новая работа Андрея Малюкова для просмотра обязательна. Недостатки у нее есть, но настолько профессионально сделанных российских картин с настолько же ярко выраженной и настолько же патриотичной позицией режиссера я могу вспомнить немного. Да, слово "патриотизм" сейчас затерто до предела, но в данном случае идеально подходит именно оно. Малюков действительно болеет за родную страну и своим творчеством действительно борется со злом, как бы пафосно это ни звучало. Пока в России живут и работают такие люди, как Малюков, шансы на счастливое будущее у нас есть.

Светлана Степнова




Отклики

#1  
Дата: 2012-07-09 04:57
BARTON   Страна: 
Откликов: 4941
Обзоров: 2498
Существует BD издание, к тому же дешевле, чем DVD :


#2  
Дата: 2012-07-10 09:06
BARTON   Страна: 
Откликов: 4941
Обзоров: 2498
dvdtalk.ru

Диск:
1 x Blu-ray-25 (15.7 Гбайт) C
Издатель: CD Land
Изображение: MPEG-4 AVC, 1.85:1 (1080i), 14.58 Мбит/с
Звук: DTS-HD MA 5.1 (2 263 кбит/с), русский оригинальный
Бонусы: Видеоклип Гарика Сукачева «Победа за нами» (04:37) SD
Меню: анимированное озвученное русскоязычное