Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON 
Дата внесения:  2012-03-26     Просмотров:  863

БЕЗРАЗЛИЧИЕ


Аннотация

Жужа любит твист и фильмы с Жераром Филипом. Петя играет на цимбалах и любит свой "москвич"с движком от "запорожца".Тот, третий, не любит о себе говорить. Да и другим в его присутствии лучше помалкивать...
Юный, романтичный и трогательный Федор Бондарчук, непредсказуемый Александр Баширов и притягательная Ольга Шорина в стилизованном под картины "новой волны" 60-х ностальгическом черно-белом фильме о любви от режиссера Олега Флянгольца. Основной материал ленты был снят в далеком 1989 году, и лишь двадцать лет спустя фильм предстал перед зрителем.


Фильм

Режиссер Олег Флянгольц
Актеры Федор Бондарчук, Александр Баширов, Ольга Шорина, Сергей Брагин, Артем Прокин, Алексей Тараторин, Юрий Павлов, Александр Сазонов, Андрей Абрамов, Андрей Романов, Дмитрий Нежведский, Инна Выходцева, Николай Кохтурев, Елизавета Буздакова, Вера Панфилова, Алексей Козин, Оксана Литвинова, Юлия Соколова
Сценарий Михаил Спиридонов, Олег Флянгольц
Оператор Олег Флянгольц, Анастасий Михайлов
Композитор Иван Васильев
Продюсеры Александр Буздаков
Производство студия "Гипноз"
Действие происходит в Москве 60-х годов. История разворачивается вокруг нескольких дней из жизни молодого человека по имени Петя, влюбившегося в более взрослую и опытную девушку, которая не в состоянии разобраться в своих чувствах.
Год 2011

Полиграфия

    

Характеристики диска

Издатель Новый Диск
Упаковка Amaray
Дата релиза /Год 2012
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD9
Размер двд /Gb 5.15
Формат видео /AR 16:9 (1,66:1)
Видеобитрейт /Mbps 7.00
Аудиоверсии /Kbps Русский DD2.0(224)
Субтитры Английские
Бонусы Анонсы, Музыкальный Клип (3:50)

Структура диска

    

Меню и логотип















Скриншоты к фильму















Видеоклип в оригинальном формате

VIDEO • MPEG2

Комментарий к обзору

Издатель: Новый Диск (2011)
Изображение и Звук: претензий нет
Субтитры: нет
Меню: озвученное, анимированное
Бонусы: анонсы (трейлеры), музыкальный клип (3:50)


ruskino.ru

Дети 'оттепели'
(рецензия на фильм "Безразличие")

Поделиться
У фильма "Безразличие" странная, но счастливая судьба. Работа над ним началась в 1989 году, но так и не была закончена в то время: жизнь менялась стремительно, деньги дешевели с каждым днем, и всем было не до кино. Казалось, отснятый материал зрители так и не увидят: слишком уж его было мало. Однако режиссер, со-сценарист, со-оператор и художник Олег Флянгольц все же сумел сделать почти невозможное – он завершил свою картину в 2011 году, через двадцать с лишним лет после того, как первые кадры "Безразличия" были запечатлены на кинопленку. Наверное, только сам Флянгольц знает, насколько тяжело ему было сейчас почувствовать то же творческое настроение, что и двадцать лет назад, придумать, как и чем заменить важные для сюжета эпизоды, которые уже невозможно снять, поскольку за прошедшие десятилетия изменилось слишком многое, а вернуть прошлое, увы, нельзя. Но Флянгольц справился, наглядно подтвердив простую, но абсолютно верную истину: для творческого человека невозможного мало. Талант, вера в себя и желание рассказать людям о том, что для тебя важно, в самом деле способны творить чудеса. И любая победа Творчества над Законом Тотальной Невезухи – праздник для всех поклонников искусства.

Правда, весьма необычный метод съемок "Безразличия" создает немало сложностей для кинокритиков, которые пишут рецензии на эту ленту. Ведь в данном случае очень трудно понять, какие эпизоды были задуманы заранее, а какие появились от большой безнадеги, из-за невозможности сделать то, что соответствовало изначальной идее. Соответственно, крайне сложно определить, какие достоинства и недостатки фильма возникли благодаря авторскому замыслу, а какие появились случайно.

Впрочем, подобное в искусстве, особенно в кинематографе, случается гораздо чаще, чем можно вообразить. Один из самых памятных примеров – легендарный "Свой среди чужих…" Его поклонники много лет ломали головы, пытаясь понять, почему некоторые эпизоды сняты на черно-белую пленку, хотя большая часть картины – цветная. Объяснения предлагались самые разные, в том числе невероятной метафизической глубины. На самом деле все гораздо проще: часть отснятого материала оказалась испорчена, и некоторые эпизоды потребовалось переснять. Но лимит цветной пленки, полагающийся молодым кинематографистам, был уже израсходован, так что пришлось брать черно-белую. Вот и вся метафизика…

Но в любом случае верна пословица: "Не тот казак, кто победил, а тот, кто выкрутился". Флянгольц не только победил ("Безразличие" завоевало Гран-при "Кинотавра"), но и выкрутился. Его лента очень точно отражает киностилистику 1960-х годов – времени, когда происходит действие.

Причем, что особенно удивительно, "Безразличие" заставляет вспомнить самые разные фильмы той эпохи: и советское "оттепельное" кино, и французские "черные" детективы, и невероятно красивую и безнадежную "новую волну", и искрометные эксцентрические английские и итальянские комедии, и талантливое стилистическое хулиганство вроде "Зази в метро" Луи Маля. В общем, чем лучше зрители знают кинематограф 60-х – тем интереснее им будет смотреть картину Флянгольца.

Но, разумеется, даже в конце 80-х (не говоря уже о наших днях) невозможно было целиком и полностью скопировать киностиль 60-х. "Безразличие" заставляет вспомнить не только известные ленты эпохи "оттепели" и сексуальной революции, но и временами совершенно хулиганское артхаусное советское кино перестроечного времени, в первую очередь фильмы Сергея Соловьева "Асса" и "Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви".

И это сходство отнюдь не случайно. 1960-е были совершенно особенным временем для режиссеров, которые жили и работали в нашей стране в конце прошлого века, и они нередко обращались в своем творчестве к той эпохе. (Самые яркие примеры – такие разные картины, как "Над темной водой" Дмитрия Месхиева и "Ты у меня одна" Дмитрия Астрахана). Так что "Безразличие" типично для отечественного кинематографа конца 80-х – начала 90-х годов в не меньшей степени, чем для стилистики 60-х.

Органичным соединением совершенно разных, порой несочетаемых, художественных приемов картина Флянгольца похожа на недавно вышедшее в прокат "Шапито-шоу". Но если лента Лобана будет интересна всем зрителям, независимо от возраста, образования и знаний о кинематографе, то "Безразличие" порадует в первую очередь самых искушенных киногурманов. Более того, я вполне могу представить людей, которых бесконечные общие планы, бессюжетные пейзажи и вставки кинохроники очень быстро приведут в состояние полного бешенства. Так что всем желающим посмотреть, бесспорно, яркий и незаурядный фильм Флянгольца нужно прихватить с собой в кинозал немало терпения.

Но сделать это стоит, потому что "Безразличие" прекрасно воссоздает на экране неповторимую атмосферу 60-х годов – одной из самых светлых и удивительных эпох ХХ века и в нашей стране, и на Западе. Даже самые мрачные картины, снятые тогда, наполнены светом и ожиданием чуда, которое непременно встретится за следующим поворотом. (Впрочем, слово "чудо" людям того поколения крайне не понравилось бы: и советские, и зарубежные "шестидесятники" верили в науку и здравый смысл, а мистику презирали.) Каковы же причины этого удивительного оптимизма, почему-то исчезнувшего в дальнейшую, гораздо более благополучную, эпоху?

Спорить об этом можно долго, и однозначный ответ, наверное, не будет найден никогда. Мне кажется, что главная причина – то, что качество жизни "шестидесятников" за полтора послевоенных десятилетия улучшилось не на проценты, а в разы.

Ведь большинство представителей этого поколения родились или незадолго до начала Второй мировой, или в ее разгар, или в суровые и счастливые послевоенные годы. Конечно, уровень жизни в то время в разных странах различался очень сильно; наименьшие проблемы были у американцев, но даже они теряли родных и любимых в Перл-Харборе и после открытия второго фронта в Европе. Англичанам пришлось тяжелее: в начале 40-х страна сильно пострадала от немецких бомбежек, а когда они практически сошли на нет, продолжала испытывать острейший дефицит многих товаров. Британия сильно зависела от импорта, и морская блокада почти полностью лишила островитян яиц, сахара и мяса.

А в Евразии война прокатилась невероятно жестоким катком по большинству стран, как победивших, так и проигравших, – от Франции и Голландии до Японии. Разумеется, россияне лучше всего знают о том, что довелось пережить во Второй мировой жителям СССР, и это вполне справедливо. Но жители многих других государств тоже голодали, терпели страшную нужду, гибли в бомбежках, теряли близких на войне, сгорали заживо в сжигаемых фашистами деревнях, задыхались в газовых камерах концлагерей. За уничтожение нацистской гадины мир отдал очень дорогую цену, и расплачиваться пришлось как победителям, так и проигравшим.

Но когда наступил мир, жизнь стала меняться очень быстро. Дети войны, которые помнили боль от потери близких, голод, холод, нищету, разрушенные бомбежками дома, видели, как восстанавливаются и хорошеют их родные страны, как люди, пережившие страшные, нечеловеческие испытания, находят в себе силы любить и быть счастливыми. Уровень жизни за послевоенные полтора десятилетия вырос в разы, человечество отправилось покорять космос, и люди искренне верили, что дальнейшие перемены к лучшему будут такими же стремительными и совсем скоро наступит эпоха всеобщего счастья.

В СССР это общее для многих стран оптимистичное настроение усилилось благодаря прошедшему в 1956 году ХХ съезду КПСС, на котором осудили сталинизм и заверили всех советских людей, что страна идет верной дорогой. "Потепление" стало заметно сразу. Да, и при Хрущеве могли посадить за политические анекдоты, но начальство перестало рассылать разнарядки на ежемесячное количество "врагов народа", которых требовалось найти и арестовать. А люди, которым власть обещала построение коммунизма уже к 1980-му году, очень хотели верить, что все их жертвы и страдания не напрасны, что родная страна действительно находится в авангарде пути человечества к всеобщему счастью.

Этой вере способствовало и то, что первый спутник и первый управляемый человеком космический корабль были созданы в СССР, и то, что на Московский кинофестиваль, бывший в эпоху "оттепели" одним из самых престижных в мире, регулярно приезжали знаменитые западные кинематографисты. (Большинство советских людей тогда, разумеется, не понимали, что чаще остальных в СССР бывали уроженцы Италии и Франции – стран, отстававших в экономическом развитии от США, Англии, Японии и ФРГ.)

Но время шло, и радужные надежды жителей страны победившего социализма выцветали с каждым днем. Борис Стругацкий сформулировал очень точно: "Мы с братом считали, что коммунизм – это время максимальной свободы людей, в том числе и творческой; партийные бонзы считали, что коммунизм – это время, когда советский народ будет беспрекословно и с наслаждением выполнять все распоряжения начальства".

Кризис наступил летом 1968-го: ввод советских войск в Чехословакию похоронил надежды даже самых оптимистичных "шестидесятников" на скорое наступление всеобщего счастья. Это событие стало знаковым и для сторонников левых убеждений на Западе. Еще в мае 1968-го восставшие студенты в Париже сражались под портретами Ленина и Мао; август 1968-го заставил даже самых убежденных бунтарей задуматься о том, какое будущее они защищали.

В итоге Запад пошел своим путем, а в СССР мечта о счастье для всех сузилась до мечты о счастье в отдельной квартире – пусть маленькой и обставленной типовой мебелью, зато собственной, где можно петь песни на стихи поэтов-диссидентов, не опасаясь соседей-стукачей.

Но, как бы то ни было, и в 70-е, и в 80-е вся огромная страна читала романы Стругацких и стихи Бродского, слушала песни Высоцкого и Визбора – все эти замечательные авторы были "щестидесятниками" и по убеждениям, и по времени, когда окончательно сформировались их таланты. Большинство популярных и заслуженно любимых народом советских кинематографистов (даже те, кто по возрасту был старше) создали свои первые знаменитые картины и сыграли свои первые звездные роли именно в 60-е. Так что значение "детей оттепели" для советской культуры переоценить не просто трудно, а невозможно. Потому-то так часты обращения к этой эпохе у творческих людей более позднего времени.

Попытка Флянгольца воссоздать на экране цвет давно ушедшего времени очень интересна и заслуживает безусловного уважения (особенно учитывая сложные обстоятельства работы над лентой). Претензия у меня только одна, но серьезная.

В "Безразличии" основными врагами главных героев оказываются бандиты. Это вполне в традициях "оттепельного кино": достаточно вспомнить знаменитых "Коллег". Нечто подобное, разумеется, случалось и в реальной жизни, но знаковым для эпохи являлось совсем другое. А в советском искусстве 60-х конфликты интеллигентов с уголовниками лишь подменяли главный конфликт, о котором нельзя было говорить открыто, – конфликт всех мыслящих и независимых людей с советской властью. Некоторые творческие люди, разумеется, рассказывали об этом, пусть и намеками, но платили за свою смелость очень дорого. (Например, "Июльский дождь" Марлена Хуциева долгие годы был запрещен к показу, а режиссер на долгие годы лишился работы.)

В 1989-м Флянгольцу было уже нечего бояться – или почти нечего, поскольку в окончательный крах советской системы даже тогда верили немногие. Но, как бы то ни было, молодой режиссер в своем фильме о 60-х рассказал не о реальном конфликте тех лет, а об условном, призванном подменить истинное противостояние. Намеки на настоящую и самую главную советскую беду в "Безразличии" есть, – но, на мой взгляд, очень уж они условны и несерьезны. Это вполне соответствует стилистике 60-х, да и чрезмерная мрачность могла быть губительна для изящной и очень своеобразной интонации картины, – но мне все равно кажется, что с легкостью здесь перебор.

Но это уже чисто субъективное мнение, а поклонники артхауса и все, кому интересна эпоха 60-х, ни в коем случае не должны пропустить "Безразличие". А вот любителям динамичного, развлекательного кинематографа, все же решившимся посмотреть эту ленту, рекомендуется честно оценить свои силы.

Светлана Степнова





Отклики

Пока откликов нет