Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON  &  gigant33
Дата внесения:  2011-12-19      Дата обновления:  2012-01-26     Просмотров:  1744

РЕАЛЬНАЯ СКАЗКА


Аннотации

Жили-были сестрица Олесенька и братец Саша…
Нет, так не пойдет: кажется, прошла пора старых-добрых сказок. Даже сказочные персонажи, понимая это, переселились в наш мир: Василиса Премудрая стала учительницей, Леший - бомжом, Иван-дурак - ВДВшником, Кащей - олигархом. Злые дела творить он, конечно, не бросил. И главным его злодеянием стало то, что он лишил нас веры в чудо. Люди стали эгоистичными, расчетливыми и прагматичными, что Кащею - как бальзам на душу. Только одно не дает ему спокойно спать: благодаря сказкам, каждый ребенок знает, где искать его смерть. И какой же он после этого бессмертный? Кащей идет на крайние меры и безжалостно уничтожает все страницы сказок, где описана его страшная тайна. Маленькая девочка Олеся находит нетронутую старинную книгу сказок и, прочитав ее, вскоре… исчезает. Старший брат девочки, школьник Саша, бросается на поиски, рассчитывая на поддержку новых знакомых - Ивана-дурака и его жены Василисы, - но они, вопреки ожиданиям, не спешат помогать ему в его борьбе с Кащеем. Саша же готов пойти на все, чтобы вернуть сестренку и подарить миру веру в чудо.

Кино

Режиссер Андрей Мармонтов
Актеры Сергей Безруков, Леонид Ярмольник, Максим Шибаев, Анастасия Добрынина, Ирина Безрукова, Георгий Штиль, Анна Герман
Сценарий Сергей Безруков, Андрей Мармонтов
Оператор Андрей Макаров
Композитор Марат Файзуллин
Продюсеры Сергей Безруков, Евгений Улюшкин, Андрей Мармонтов, Игорь Сивов
В современном мире обитают персонажи русских народных сказок, которые только выглядят иначе, чем встарь, но играют все те же роли. Василиса Премудрая стала учительницей, Леший - бомжом, а любитель злата Кощей Бессмертный - олигархом. И борьба добра со злом продолжается...
Год 2011
Сайт realskazka.ru

Полиграфия

Новый Диск

    

Новый Диск [Blu-Ray]

    

Характеристики Дисков

Новый Диск

Издатель Новый Диск
Упаковка Amaray
Дата релиза /Год 2011
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD9
Формат видео /AR 16:9 (2,34:1)
Видеобитрейт /Mbps 7.50
Аудиоверсии /Kbps Русский DD5.1(448)
Субтитры Нет
Бонусы Анонсы



Новый Диск [Blu-Ray]

Издатель Новый Диск [Blu-Ray]
Упаковка Blu-Ray Case
Дата релиза /Год 2011
Тип диска BD-25
Размер диска /Gb 20.53
Формат видео /AR 16:9(1,85:1) MPEG2 1080i
Видеобитрейт /Mbps 23.00
Аудиоверсии /Kbps Русский DD5.1(640)
Субтитры Нет
Бонусы Анонсы


Структура диска

Новый Диск

    

Меню и логотип

Новый Диск









Новый Диск [Blu-Ray]





Сравнение скриншотов к фильму

Новый Диск


Новый Диск


Новый Диск [Blu-Ray]



Новый Диск


Новый Диск [Blu-Ray]



Новый Диск


Новый Диск


Новый Диск


Новый Диск [Blu-Ray]



Новый Диск [Blu-Ray]



Новый Диск [Blu-Ray]



Видеоклип в оригинальном формате

Новый Диск

VIDEO • MPEG2

Комментарий к обзору

Издатель: Новый Диск (2011)
Изображение и Звук: претензий нет
Меню: озвученное, анимированное
Субтитры: нет
Бонусы: анонсы (трейлеры)



ruskino.ru

Добро с пулеметом
(рецензия на фильм "Реальная сказка")

"Реальная сказка" – один из самых ожидаемых фильмов нынешнего года. Основанные на отечественном фольклоре высокобюджетные детские картины с суперзвездным актерским составом – в современной России огромная редкость.

Увы, меня эта лента скорее разочаровала, чем порадовала. И если некоторых просчетов кинематографистам было очень трудно избежать, то многие недостатки вызывают искреннее недоумение.

На мой взгляд, главная проблема "Реальной сказки" – сценарий. Но о нем нужно говорить подробно, поэтому начну с более мелких, но все равно досадных ошибок.

Первая из них – непонятки с рейтингом. Мамы и бабушки, воспитанные на целомудренном советском кинематографе, непременно поведут смотреть новую киносказку всех детей старше трехлетнего возраста. Увы, на самом-то деле я бы присвоила этому фильму рейтинг PG-13 (то есть дети младше тринадцати лет допускаются только в сопровождении взрослых). Дело в том, что в новой отечественной картине есть несколько весьма жестких сцен: один из персонажей становится жертвой очень натуралистичной автокатастрофы, другой в лучших традициях гангстерских боевиков падает, в буквальном смысле слова изрешеченный пулями, а несколько условно положительных героев принимают неравный бой на мечах и погибают героической, но страшной смертью. Да, все они очень быстро воскресают, но на сами сцены смерти было не очень приятно смотреть. Что уж говорить о впечатлительных малышах!

Понятно, зачем страшные эпизоды понадобились кинематографистам: таким образом они хотели заинтересовать своей лентой подростков, обожающих гангстерские боевики. Проблема в том, что все остальные события "Реальной сказки" рассчитаны на детей помладше, и пара-тройка жестких эпизодов не заставит юных поклонников экшена принять эту историю всерьез. Для подростков нужно снимать совершенно иначе – сочетать сложный, необычный, тщательно продуманный антураж с простым и понятным сюжетом. Самые яркие примеры такого подхода, давно ставшие классикой, – это "Звездные войны" Джорджа Лукаса (особенно трилогия, созданная в 1970-е – 1980-е годы) и "Кошмар перед Рождеством" Тима Бертона. А говоря о современных фильмах для подростков, нельзя не упомянуть "Аватар" Джеймса Кэмерона и киноцикл "Сумерки". Такое кино подростки очень любят: вроде бы все сложно, запутанно и по-взрослому, но собственно сюжет простой и однозначный с морально-этической точки зрения. А жестокие эпизоды "Реальной сказки" подростков в кинотеатр не привлекут (в боевиках все гораздо круче!), а малышей напугают.

Ну ладно, начинающие киносказочники могут не понимать таких тонкостей. Но в новой отечественной картине неприятно поражает еще и обилие скрытой рекламы. Зачем она понадобилась – понятно: продюсеры отчаянно нуждались в деньгах на съемки. И вообще к такому способу заработка я отношусь абсолютно нормально: если совершеннолетние адекватные зрители не понимают, что нельзя верить всему, что видишь на экране, – это только их проблемы. Но дети, особенно дошколята и младшеклассники, на которых "Реальная сказка" и рассчитана, – совсем другое дело. Малыши наивны и доверчивы, порой любимые киногерои для них гораздо более значимы, чем родители и учителя. Поэтому скрытая реклама в детских лентах выглядит очень несимпатично. (Тригорское и его знаменитый дуб порекламировать, конечно же, стоило, но это единственное исключение.) Вполне вероятно, у кинематографистов не было иного выхода, чтобы найти деньги на завершение съемок, но одобрить такое все равно невозможно.

И, раз уж речь все равно зашла о деньгах, – мне непонятно, на что потратили бюджет. Гибель Лешего в автокатастрофе снята очень подробно, но почему-то кажется, что в воздух над черным автомобилем взлетает не человек, а кукла. Расстрел Кощея и взрыв его автомобиля тоже очень натуралистичны (точнее, кинематографичны), но подобные спецэффекты можно и на компьютере нарисовать без проблем. Рискованные маневры огромного грузовика и бои богатырей на мечах сняты словно впопыхах, так что особого впечатления не производят. (И без всего этого вполне можно было обойтись.) Других спецэффектов в "Реальной сказке" нет. Большинство костюмов персонажей современные, а немногие "сказочные" кажутся взятыми напрокат в костюмерной небогатого провинциального театра. Собственно волшебное царство больше всего похоже на болото, где постоянно идет дождь, так что о декорациях речи нет. "Звезд" в фильме сравнительно немного: Безруковы и Ярмольник. Так на что же был потрачен немалый по нашим меркам производственный бюджет? Непонятно.

При этом и работа постановочных цехов от идеала, увы, далека. О том, что некоторые впечатляющие моменты сняты как-то слишком уж поспешно, я уже упоминала. Но особенно неудачными, на мой взгляд, получились образы Иванушки и Василисы – их парики выглядят абсолютно неестественно и актеров не красят. Ну почему у Иванушки (бывшего десантника, да к тому же еще и инвалида) непременно должна быть пышная шевелюра? Об этом ведь ни в одной сказке не упоминается. А если уж кинематографисты решили придерживаться традиций отечественных киносказок – почему Василиса оказалась блондинкой, хотя в большинстве советских картин данного жанра положительные героини – брюнетки или шатенки? Вспомните хотя бы Настеньку из "Морозко" или Варвару-красу из одноименной ленты!

Но на все это можно было бы посмотреть сквозь пальцы, если бы "Реальная сказка" порадовала интересным сюжетом, сочетающим традиции и современность. Увы, главная проблема нового отечественного фильма – это именно сценарий, и о нем придется говорить очень подробно.

Скоро сказка сказывается, но скоро – не значит просто, точнее, не значит абы как. У всех без исключения сказок – старых и современных, народных и авторских, – есть свои законы. Они вечны и нерушимы, словно египетские пирамиды. Часть сказочных законов касается сюжета, часть – персонажей, и, увы, в новой отечественной картине соблюдены далеко не все.

Лучше всего обстоят дела с законом непременного экшена: в сказках нет места размышлениям и рефлексиям, сказочные герои должны непременно заниматься каким-то серьезным и важным делом. В "Реальной сказке" с этим все прекрасно: главный герой сначала ищет, а потом пытается расколдовать похищенную Кощеем сестренку, а остальные герои ему то помогают, то мешают.

А вот закон воздаяния добром за добро, увы, не работает. В своих поисках Саша не помогает практически никому, даже невинно арестованному Лешему. Но это и понятно: сказки сочинялись в деревнях, где все друг друга знали, за каждым чужаком наблюдали десятки глаз, а взаимопомощь была единственным законом выживания. Сейчас жизнь изменилась, и если незнакомый взрослый попросит ребенка о помощи (проводить, донести и т. д.), тому лучше отказаться: к сожалению, за вежливой просьбой могут скрываться очень страшные намерения. Так что в данном отношении новая отечественная лента более-менее верно отражает жизнь.

Но вот с персонажами – точнее, с их сказочными функциями – настоящая беда. Это проще всего объяснить на примере, для которого я использую три источника: русский фольклор, легендарный советский фильм "Чародеи" и книги о Гарри Поттере.

Итак, в каждой сказке непременно есть положительный герой – воплощение всех хороших качеств. Он порой может ошибаться, но никогда не делает зло сознательно и всегда исправляет свои ошибки. В произведениях, о которых я упоминала, это соответственно, Иван (царевич или дурак), Иван Пухов и Гарри Поттер.

Разумеется, сказке не обойтись и без героя отрицательного – воплощения всего плохого и мерзкого. Он никогда не делает ничего хорошего – лишь иногда притворяется из хитрости. Поэтому поражение и даже смерть такого негодяя вызывают у читателей только радость. В приведенных примерах это, соответственно, Баба Яга и ее дочери (в сказках о Бабе Яге) или Кощей Бессмертный (в сказках о Кощее), Аполлон Митрофанович Сатанеев и Волдеморт.

Чтобы справиться со злодеем, герою не обойтись без доброго помощника. Его функции в народных сказках обычно чисто служебные, а вот в авторских произведениях добрый помощник порой (хотя и не всегда) оказывается даже обаятельнее главного героя. В приведенных примерах это, соответственно, Яблоня, Печь и Река (в "Гусях-лебелях"), Корова (в "Крошечке-Хаврошечке"); Ковров, Брыль и воспитательницы говорящего кота; Рубеус Хагрид.

Наконец, в сказках нередко встречаются условно положительные помощники. Они обычно преследуют собственные цели, поэтому главному герою могут как помочь, так и помешать в зависимости от обстоятельств. В народных сказках это тоже чисто служебные персонажи, а вот в авторских произведениях именно условно положительные герои нередко оказываются самыми интересными. В приведенных примерах это, соответственно, Баба Яга (в сказках о Кощее Бессмертном), Шемаханская и Камнеедов, Северус Снейп.

Есть еще разновидность сказок (преимущественно авторских), в которых главный герой, обычно непослушный ребенок, оказывается условно положительным персонажем, и тогда вся история становится до некоторой степени романом воспитания. Примеры – такие известные произведения, как "Путешествие Нильса с дикими гусями" Сельмы Лагерлёф, "Приключения Буратино" Алексея Толстого и "Цветик-семицветик" Валентина Катаева.

В "Реальной сказке" более-менее нормально обстоят дела только с положительными героями. Саша и его сестренка Олеся – замечательные дети, умные, смелые, добрые и совестливые. При этом они не лишены недостатков и потому выглядят живыми людьми, а не картонными шаблонами.

С добрыми помощниками уже начинаются непонятки. Главной советчицей Саши оказывается… Баба Яга – персонаж весьма своенравный даже в авторских произведениях, а уж в народных сказках и вовсе непредсказуемый. Ну ладно, предположим, с возрастом бабуля подобрела и поумнела – такое вполне возможно.

Еще один добрый помощник (и единственный, помогающий Саше абсолютно бескорыстно) – это… Синбад-мореход. Вполне понятно, откуда он взялся, но, по-моему, такого интересного персонажа стоило бы сделать поколоритнее да и рассказать о нем подробнее.

Условно положительными помощниками Саши – и это уже странность! – оказались… богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В "Реальной сказке" эти трое служат Кощею и сражаются в боях без правил, калеча соперников, поскольку обиделись на людишек, которые забыли своих героев и предпочли им покемонов.

И вот этого я уже не понимаю. Во всех без исключения сказках и былинах Илья, Добрыня и Алеша – главные защитники Русской земли, сильные, храбрые и великодушные. Конечно, они не лишены недостатков, но главные черты характеров богатырей неизменны всегда. Зачем сценаристам понадобилось так сильно искажать привычные образы? Ведь если, попав в наш мир, бесстрашные защитники Русской земли предпочли сытную кормушку ратным трудам, – может, и правильно современные российские мальчишки играют не в богатырей, а в черепашек-ниндзя? Те хотя бы никогда не бросают в беде тех, кто надеется на их помощь.

Но еще непонятнее обстоят дела с главным злодеем – Кощеем Бессмертным. Особенно это очевидно при сравнении его поступков с действиями вроде бы безусловно положительных персонажей – Ивана и Василисы.

Впрочем, обо всем по порядку. В один непрекрасный день сказочное царство оскудело, поскольку люди перестали в него верить. Обитатели царства, дабы не превратиться в болотных духов (существ, несимпатичных во всех мифологиях мира), решили эмигрировать в наш, реальный мир.

Не знаю, когда это произошло, но по логике событий более вероятным кажется, что проблемы у царства русских сказок началось в постсоветские времена, то есть в последние двадцать лет. Именно тогда, после падения "железного занавеса", в Россию в полном объеме пришли произведения иностранного кинематографа и литературы, и у российских детей появились новые герои. Сказочным персонажам повезло, скажем прямо: если бы их царство оскудело в советские времена – эпоху, когда от каждого гражданина СССР требовалось великое множество документов, подтверждающих его личность, место проживания и работу, – эмигранты вряд ли сумели бы прижиться в новой для них реальности, а загремели бы прямиком в лагеря – или в НИИ в качестве подопытных кроликов.

В современной России бюрократии стало меньше, но совсем она не исчезла. А на обустройство на новом месте требуются деньги, причем немалые. У кого из сказочных героев они есть? Разумеется, у Кощея! Не зря же он у Пушкина "над златом чахнет". Кроме того, в народных сказках Кощей обычно похищает женщин и наверняка не ограничивается умыканием людей, а уносит с собой еще и ценности. Кто бы ни стоял за этим фольклорным образом – степняки, набегавшие на мирных земледельцев, разбойники-работорговцы или просто враждебные соседи, – ненависть сказочников к Кощею вполне понятна. Во всех без исключения произведениях фольклора он предстает персонажем сугубо отрицательным, не способным на доброту и потому заслуживающим лютой смерти.

Как же должен был действовать каноничный Кощей, когда сказочное царство оскудело? Да очень просто – сбежать в наш мир, прихватив все свое золото и бросив земляков на произвол судьбы. А если Кощей не только зол, но и коварен, он мог еще и предложить землякам помощь в обустройстве на новом месте в обмен на их магию/сбережения/что угодно еще, забрать плату и не выполнить свою часть договора. Вот это настоящие кощеевские методы!

Как же повел себя главный злыдень русского фольклора в "Реальной сказке"? Да с точностью до наоборот! Он АБСОЛЮТНО БЕЗВОЗМЕЗДНО организовал исход земляков из сказочного царства – всех, даже тех, кто всю свою сознательную жизнь пытался Кощея убить.

А чем же занимались Иван и Василиса в страшный для родной земли час? Для людей, не доверяющих Кошею, логичнее всего было бы попытаться выяснить причины оскудения сказочного царства и разузнать, нельзя ли остановить катастрофу и вернуть родине привычный цветущий вид. Увы, Иван и Василиса даже не подумали заняться ничем подобным.

Но, может быть, они решили заключить с Кощеем нечто вроде водяного перемирия и помогли ему организовать эвакуацию земляков? Нет! И эта версия неверна.

На самом деле, пока Кощей надрывался, спасая свой народ, Иван искал смерть своего давнего врага, дабы наконец уничтожить его окончательно. Не понимаю я героев: родную землю затапливает, народ в буквальном смысле гниет заживо, а Иванушка собирается убить единственного человека, предложившего спасение для всех, причем безвозмездно, то есть даром! При этом земляки Ивана не пытаются остановить безумца, а спокойно наблюдают за его чудовищными действиями. Василиса тоже не вправляет мужу мозги, а лишь на коленях (!) умоляет его не рисковать жизнью. Это уже не сказка, а фантастика, причем ненаучная.

Есть и еще один неприятный нюанс. Готовясь убить Кощея, Иванушка выглядит таким беззаботно счастливым, словно собирается прокатиться на карусели. А ведь убийство даже самого страшного злодея – это поступок, отнимающий у любого нормального человека массу душевных сил. Да, порой ради блага родной земли очень хорошим людям приходится карать негодяев смертью. Но, по-моему, отнимая чужую жизнь даже ради самых светлых целей, порядочный человек должен испытывать не беззаботную радость, а суровую решимость. А веселиться, предвкушая скорое убийство, способны только отъявленные злодеи.

Но это все только цветочки. Ягодки начались в реальном мире. Там Кощей стал преуспевающим бизнесменом, Иван успел отслужить в спецназе и получить инвалидность, и окончательно выяснилось, что Василиса предпочитает малогабаритную квартирку со вторым дворцу с первым.

Кем работал Иван, выйдя в отставку, – ведь на пенсию по инвалидности прожить трудно – зрителям не рассказали. Поэтому ничто не мешает предполагать, что он, например, жил за счет жены: Василиса Премудрая ведь могла еще и репетиторством подрабатывать. В пользу Иванова безделья говорит и то обстоятельство, что он все свое свободное время тратил на заведомо безрезультатные, но очень сложные по замыслу и жестокие попытки убить Кощея по принципу: "Не убью, так хоть нервы попорчу".

Вопрос первый: ЗА ЧТО? Кощей по доброй воле вывел в реальный мир всех жителей сказочного царства, и Иван с Василисой воспользовались помощью давнего врага. Неужели положительные герои так плохо помнят добро?

Вопрос второй: на какие деньги и где Иван покупал снайперские огнеметы, взрывные устройства и прочие крутые прибамбасы, с помощью которых пытался убить Кощея? Ни пенсия по инвалидности, ни доходы педагога-репетитора явно не позволяют осилить такие расходы. И кто продавал элитную военную технику штатскому человеку, не интересуясь, как он собирается ее использовать? А если предположить, что ни бывший спецназовец, ни его супруга-учительница не занимались ни мошенничеством, ни воровством, ни грабежами (для положительных сказочных персонажей это было бы слишком), то наиболее логичным выглядит лишь одно объяснение происходящего: горе-киллера бесплатно снабжали разной убойной техникой конкуренты Кощея по бизнесу, отчаявшиеся устранить Бессмертного обычными способами. Некрасиво как-то получается, честное слово! Вполне возможно, что Иван-дурак о столь нудных вещах не задумывался, но почему они не беспокоили Василису Премудрую?

А вот Кощей в таких непростых обстоятельствах вел себя исключительно достойно. Однажды он обещал Василисе щадить Ивана, что бы ни случилось, – и слово свое держал железно. А ведь мог бы, не марая собственных рук, подстроить задержание горе-киллера полицией прямо на месте преступления – тогда Ивану пришлось бы несладко. Но Кощей сказал – Кощей делает, как бы тяжко это ни было. А ведь регулярно попадать под шквальный огонь и взрываться вместе с собственным автомобилем наверняка нелегко даже бессмертному…

Да и вообще, большую часть времени "Реальной сказки" Кощей в любых обстоятельствах старался решать все проблемы без кровопролития. Он жестко требовал от богатырей не калечить людей в боях без правил, щадил не только Ивана, но и мальчика Сашу, пришедшего спасать сестренку, а саму Олесю не убил, а превратил в цветок – мера, конечно, жестокая, но, с точки зрения Кощея, необходимая.

И этот не слишком гуманный поступок Кощея вполне объясним. Он жил в настолько нервной обстановке и так достойно реагировал на все неприятности, что заслужил право на маленькую слабость, которой в данном случае стало желание изъять из всех сказок упоминание о собственной гибели. Кстати сказать, это стремление абсолютно бессмысленно: Кощей уже зачаровал иглу со своей смертью так, чтобы ни у кого не возникло желание ее сломать. Увы, нервное напряжение всегда сказывается на людях, даже бессмертных, не лучшим образом. Если бы на месте Кощея была я и это меня бы регулярно пытался убить один идиот – я бы вырыванием станиц из книг не ограничилась.

По сути дела, бОльшую часть фильма Кощею можно предъявить только две претензии. Первая – странная гибель Лешего, намекнувшего Саше, кто на самом деле похитил Олесю. Но если Кощей настолько всеведущ, что узнал об этом через несколько минут после признания, хотя сам находился совсем в другом месте, – почему он не убил Лешего до того, как тот начал говорить?! Кроме того, гибель Лешего в любом случае ничего не решала. Правду знал не только он, но и Баба Яга. Ее Кощей пожалел, что ли? А если не мог справиться с энергичной и своенравной старушкой, то и Лешего было бессмысленно убивать, ведь его гибель вызвала у Саши дополнительные подозрения. Так что, по-моему, несчастного старика сбил вполне обычный козел за рулем, каких в реальном мире, увы, немало.

Второй компромат о Кощее мы узнаем от Ивана. По его словам, Кощей получил от государства деньги на строительство детских домов и больниц и построил их, но немалую часть бюджетных средств положил себе в карман. Как оценить этот факт, Иван не знал. Я тоже не знаю по той простой причине, что мне не хватает информации. Если Кощей построил больницы, похожие на бараки, и детдома, сильно напоминающие тюрьмы, – его нужно… не убить, конечно, а посадить в тюрьму за хищение в особо крупных размерах. А вот если все готовые объекты выглядят вполне достойно, а Кощей к тому же еще и проследил, чтобы там работали честные, заботливые люди, а не вороватые садисты, – на хищение бюджетных средств, по-моему, вполне можно закрыть глаза. Это, конечно, не совсем честно, но уютные больницы и детдома того заслуживают… И мне почему-то кажется, что Кощей поработал на совесть. Если бы он справился плохо, то Иван непременно об этом упомянул бы (и, кстати, получил бы отличную возможность собрать на Кощея компромат и сдать его в полицию за серьезное нарушение закона). Так что, похоже, главзлодей всего русского фольклора в "Реальной сказке" стал персонажем сугубо положительным.

Приведу еще два примера, наглядно демонстрирующие разницу характеров вечных антагонистов в новой отечественной картине. Когда Иван и Саша проникли во дворец Кощея, тот и пальцем не тронул ребенка, а давнего врага побил чисто символически. Потом Кощей передал Саше розу-Олесю, вежливо попросил Ивана передать привет Василисе и ушел. Иван в ответ начал буквально лезть на стену с воплями: "Я тебя убью!" По-моему, это не совсем адекватная реакция на вежливую просьбу.

В финале Кощей таки проявил свои мерзкие качества, и, когда безоружный Саша отправился в сказочный мир за той самой иглой, встретил его там на коне, в доспехах и полностью вооруженный. Понятно, что ребенок был обречен в битве против взрослого воина, но формально Кощей действовал в полном соответствии со сказочными законами. Да и защищать свою жизнь имеет право каждый.

Что же сделал Иван? Он притащил в сказочный мир пулемет! Это уже против всех правил. Кощею никто не мешал ни взорвать Сашин дом, ни подослать к нему киллера – денег на это вполне хватило бы. Но главзлодей "Реальной сказки" хотя бы формально старался не нарушать законы родного мира, а положительный герой на них наплевал. И это добро?!

Ситуацию усугубляют актерские работы. Леонид Ярмольник играет Кощея великолепно. Актер не пытается сделать своего персонажа обаятельным и ведет себя очень просто, но в Кощее все равно чувствуется огромная внутренняя сила и незаурядность личности.

Сергей Безруков – прекрасный актер, он способен сыграть многое, но, как и все его коллеги, не все. На мой взгляд, наименее убедительно у Безрукова получаются наивность, бесшабашность и простонародность, а это, увы, основные черты характера Ивана-дурака. Безруков работает вполне профессионально, но технически безупречно сыгранному Ивану-дураку, на мой взгляд, не хватает теплоты и жизни.

Но все вышеупомянутое – еще полбеды. Гораздо хуже другое. По сценарию Саша, чтобы спасти Олесю, должен убить Кощея. Да, в те времена, когда создавались народные сказки, именно смерть главного врага была самым счастливым финалом. Но сейчас XXI век, и к человеческой жизни относятся более уважительно. Современный подросток, которому волей судьбы придется стать убийцей, вызывает не восхищение, а сострадание.

В такой ситуации долг любого совестливого взрослого – защитить ребенка от жуткой судьбы. Совестливых взрослых, знающих о происходящем, в "Реальной сказке" двое – Иван-дурак и Василиса Премудрая. При желании они могли бы решить проблему и без смертоубийства, – например, заставить Кощея расколдовать девочку в обмен на ее честное слово молчать о том, что она прочитала, или в обмен на компромат, собранный бывшими земляками на преуспевающего бизнесмена. Наконец, Василиса (не какая-нибудь, а Премудрая!) могла бы попробовать расколдовать Олесю самостоятельно.

Но ничего этого Иван и Василиса не делают. (Я вообще сильно подозреваю, что в "Реальной сказке" действует не Премудрая, а Прекрасная Василиса.) Сначала они, точно следуя указаниям своего главного врага, пытаются остановить Сашу на пути в сказочное царство (тем самым обрекая Олесю на неизбежную смерть), а потом без малейших угрызений совести позволяют мальчику принести в жертву свою жизнь, чтобы убить Кощея. Все остальные сказочные персонажи – положительные и условно положительные, прожившие даже не века, а тысячелетия, – спокойно наблюдают за тем, как несовершеннолетний ребенок добровольно идет на смерть, чтобы погубить Кощея. Спасти Сашу от неизбежной гибели никто даже не пытается... Слушайте, а, может, правильно наши дети забыли о настолько жестоких и эгоистичных персонажах? Впрочем, таковы они, разумеется, только в "Реальной сказке", а в настоящих русских сказках действуют добрые, смелые, умные и самоотверженные герои, которые сумели бы и остановить Сашу, и помочь ему, и спасти, если бы потребовалось.

Сказать я могла бы еще многое, но главное, надеюсь, ясно. Понимаю, что новая отечественная киносказка непременно привлечет внимание родителей с детьми, но советую очень серьезно подумать, нужно ли показывать ее впечатлительным малышам старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Начинать знакомить юных зрителей с русским фольклором лучше все же с классических советских экранизаций народных сказок.

Поклонники Сергея и Ирины Безруковых наверняка не пропустят их новую совместную работу, но особенно "Реальную сказку" я рекомендую поклонникам Леонида Ярмольника.

Светлана Степнова




Отклики

#1  
Дата: 2012-01-26 06:30
BARTON   Страна: 
Откликов: 4941
Обзоров: 2498
BD DISC INFO:

Код:
Disc Size:      22 041 382 125 bytes
Protection:     AACS
BD-Java:        No
BDInfo:         0.5.6

PLAYLIST REPORT:

Name:                   00003.MPLS
Length:                 1:41:57 (h:m:s)
Size:                   18 960 869 376 bytes
Total Bitrate:          24,79 Mbps

VIDEO:

Codec                   Bitrate             Description     
-----                   -------             -----------     
MPEG-2 Video            23000 kbps          1080i / 25 fps / 16:9

AUDIO:

Codec                           Language        Bitrate         Description     
-----                           --------        -------         -----------     
Dolby Digital Audio             Russian         640 kbps        5.1 / 48 kHz / 640 kbps / DN -4dB

FILES:

Name            Time In         Length          Size            Total Bitrate   
----            -------         ------          ----            -------------   
00003.M2TS      0:00:00.000     1:41:57.960     18 960 869 376  24 794