Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON 
Дата внесения:  2010-01-31     Просмотров:  758

ЛЮДИ ДОБРЫЕ


Аннотация

Крепко любила мужа Александра Краснощекова. Но когда кончилась война, он не вернулся домой, в родное село, и пять лет не было от него никаких вестей. Совсем было собралась Александра замуж за другого - и тут как снег на голову вдруг объявился ее Иван…

Фильм

Режиссер Алексей Карелин
Актеры Татьяна Яковенко, Александр Чевычелов, Валерий Кухарешин, Надежда Маркина, Алексей Багдасаров, Екатерина Александрушкина, Наталья Латышева
Сценарий Владимир Гуркин
Оператор Юрий Невский
Композитор Роман Дормидошин
Продюсеры Алексей Голодницкий, Татьяна Яковенко, Александр Литвинов
Производство ПК "Киномир"
Отгремели фейерверки победных салютов, люди наплакались от счастья и горя, стали начали строить новую жизнь – возводить дома, влюбляться, рожать детей. Его давно считали погибшим, но через несколько лет после окончания войны он вернулся. Вернулся, когда его уже, кажется, не ждали…
Год 2009

Полиграфия

    

Характеристики диска

Издатель Крупный План/'Коричневая обложка'
Упаковка Amaray
Дата релиза /Год 2009
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD5
Размер двд /Gb 4.07
Формат видео /AR 16:9 (1,77:1) Anamorphic
Видеобитрейт /Mbps 6.70
Аудиоверсии /Kbps Русский DD2.0(192)
Субтитры Нет
Бонусы Нет

Структура диска





Меню и логотип







Скриншоты к фильму









Видеоклип в оригинальном формате

VIDEO • MPEG2

Отклики

#1  
Дата: 2010-01-31 23:15
BARTON   Страна: 
Откликов: 4941
Обзоров: 2498
ruskino.ru

Эхо минувшего
Несколько столетий назад девяносто процентов населения почти любой страны были крестьянами. Но с каждым веком, с каждым десятилетием, с каждым годом в Европе, США и России уменьшается количество сельских жителей, и это закономерно. Чем эффективнее обрабатывается земля, чем выше урожаи, тем меньше людей способны вырастить объем сельхозпродуктов, необходимый для нужд страны. Потому-то так низки закупочные цены на зерно, молоко и мясо, что продовольствия слишком много.

Можно поспорить о том, какую долю продуктов питания нужно производить своими силами, а какую – закупать за границей. Но нет сомнений: даже при самой благоприятной для крестьян государственной политике их труд со временем будет становиться все эффективнее и, значит, станет требовать все меньшего количества рабочих рук. Так что крестьяне продолжат переезжать в город.

Этот процесс, начавшийся много веков назад, был и останется драматичным для всех сельских жителей, которые оставляют сложившийся веками уклад ради новой жизни, странной и непривычной. Но, наверное, нигде и никогда судьба крестьянства не складывалась так страшно, как в Советском Союзе. Продразверстка, раскулачивание, коллективизация – и всегда у селян отбирали, отбирали и снова отбирали имущество, нажитое годами, результат каторжной работы. "Кулаков" – самых трудолюбивых и хозяйственных – не только обирали до нитки, но и высылали в Сибирь, где заставляли бесплатно трудиться в нечеловеческих условиях. Оставшиеся в родных местах крестьяне, вступив в колхоз, обязаны были работать не за деньги, а за трудодни. И – словно мало оказалось всех этих бед – по деревням катком прошла Вторая мировая война. После нее почти не осталось мужчин; во многих деревнях погибло больше людей, чем было домов… И каждая новая невзгода уничтожала часть уклада, который создавался на протяжении веков, стирала частички народной памяти.

То, что разрушено, уже не вернуть. Единственное, что еще можно сделать, – попытаться запечатлеть для потомков мир, который практически повсюду ушел в прошлое. В этом мире для всех – от ребенка до старика – находилась работа, поэтому каждый человек был важен, нужен и незаменим. В этом мире веками из поколения в поколение передавались традиции, песни и танцы, узоры на одежде, домах и повседневных предметах обихода. В этом мире никто не мучил животных и не брал у природы больше, чем она могла дать, потому что каждый человек понимал: на земле, где живет он, будут жить его дети и внуки. В этом мире не было ни выходных, ни отпусков: своя скотина и своя земля требовали ежедневной заботы. В этом мире больные и физически слабые были обречены на ежедневный каторжный труд, а люди, обладающие талантом, далеким от сельского хозяйства, не могли его проявить. Но и труд, и таланты сотен миллионов крестьян, живших тысячелетиями на нашей земле, достойны того, чтобы помнить о них и о том ужасе, который довелось пережить русской деревне в ХХ веке. И очень хорошо, что кинематографисты это понимают…

Главное достоинство нового отечественного фильма "Люди добрые" – достоверный даже в мелочах сценарий. Человеку, ничего не знающему о деревне, такое придумать невозможно; чего стоит хотя бы бык в фартуке! И эта тщательная прорисовка незначительных вроде бы деталей заставляет верить и основному сюжету. Среди ужасающей бедности и тяжелого труда люди находили время и для шуток, то соленых, то добрых, и для праздничных посиделок, где еды было мало, выпивкой не злоупотребляли, а пели так, что эти невероятно сложные крестьянские песни далеко не всякий современный горожанин с музыкальным образованием сможет точно повторить.

И заботились люди не только о хлебе насущном, но и о духовной пище: местный художник-самоучка обожал украшать узорами все, что для этого подходило, а одноногий инвалид в недолгие минуты отдыха по слогам читал детям сказку "Маленькая русалка". Книги в те годы были очень дороги, а крестьянам денег не хватало даже на самое необходимое, так что остается только гадать, как томик Андерсена попал в глухое уральское село. Кстати, сейчас очень немногие отцы читают детям сказки, а те годы в деревнях мужчины по-настоящему уставали на работе…

В этот бедный, жесткий, но очень гармоничный мир сначала ворвалась советская власть со своей репрессивной машиной, а потом – война. И рухнул вековой уклад, а те немногие, кто сумел уцелеть в страшные годы, жили уже по иным законам, созданным войной и ее чудовищными последствиями. И, не успели крестьяне восстановить хоть какое-то подобие нормальной жизни, как самая добрая в мире советская власть обложила их непомерными налогами и начала отбирать домашнюю скотину…

Самые чудовищные ужасы и войны, и советской власти остаются в новой российской картине за кадром. Но в судьбах героев они были, и от этого тяжело смотреть даже эпизоды, в которых ничего страшного не происходит. Ощущение тревоги и напряженности даже в сравнительно спокойные моменты – тоже несомненная удача ленты.

Но в целом, на мой взгляд, в изобразительном решении фильма не удалось добиться той бытовой достоверности, которая есть в сценарии. Понятно, что главные герои картины – три сестры и близкие им люди, которым досталось по чуть-чуть счастья и очень много горя. Но в кадре кроме этой большой и дружной семьи появляется лишь подлый председатель колхоза и милиционеры, а этого явно мало для целой деревни, пусть и небольшой, и затерянной в глухих уральских лесах.

Говор героев кажется недостоверным. Понятно, что вернувшиеся с войны мужчины говорили правильнее, чем до ухода на фронт, но и в довоенных эпизодах персонажи то окают так, что трудно разобрать смысл сказанного, то произносят слова почти также четко, как наши современники.

Да и об ужасах, пережитых военным поколением, возможно, стоило бы сказать громче и подробнее. Например, в картинах "Агитбригада "Бей врага!" и "Живи и помни" тоже не было отталкивающих натуралистических подробностей, но общая атмосфера намного мрачнее. Поэтому трудно сказать, почувствуют ли ужас происходящего в "Людях добрых" зрители, которые ничего не знают о том, что довелось испытать нашим деревням в советские времена.

Но новая российская картина наверняка заинтересует любителей исторического кино и тех, кто хочет понять, как жили люди в нашей стране лет пятьдесят-шестьдесят назад. И знать об этом нужно: все мы сейчас живем только потому, что военное поколение не позволило себя сломать и сумело в нечеловеческих условиях выстоять и вырастить детей достойными людьми.

Светлана Степнова