Обзоры и сравнения - Наше кино





 

#1968  
Дата: 2010-01-12 03:25 GMT
grey  
Мельников участвовал в создании картины, говорил мне, что фильм широкоформатный. Но он ведь не специалист, мог и ошибаться или чего-то не знать. Режиссерский сценарий естественно был утвержден директором к\с и прочими товарищами,тем самым утверждены были и различные технические нюансы. Это ведь документ, а не просто записки несовершеннолетней девочки. Другое дело, что и это могло все переиграться в процессе съемок.
Можно пересмотреть фильм "Проект" о создании новой версии или аудиокомментарии Викторовых к фильму. Помнится, они говорили, что РН устал от широкоформатных (?) картин, ведь необходимо заполнить большее пространство действием. Говорил, что после ЧТКЗ больше не будет снимать широко- картин. Так и вышло.
   
#1969  
Дата: 2010-01-12 03:46 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
grey, ну тут важно знать, был ли он истинно широкоформатным (то есть, полностью снятым на эту плёнку), либо только на выходе. А у Викторова в фильмографии всего одна широкоформатная картина - это как раз "Через тернии к звёздам".
Ну и как бы для меня непонятна вот эта техническая тонкость с 70 мм интерпозитивами и 35 мм интерпозитивами. Интересно, может такое быть, что снятую в 35 мм анаморфе картину сбрасывают в 70 мм интерпозитив и только поэтому называют её широкоформатной? А, допустим, с 35 мм анаморфированного интерпозитива просто увеличивают, поэтому это и не широкоформатная картина считается? Вот этот момент мне не совсем понятен. Просто бывает, что читаешь всякие интервью со звукорежиссёрами, вот они там говорят, что работал на широкоформатных фильмах "Василий Буслаев" и "Русь изначальная", то есть записывали весь звук на 6-канальную дорожку. Ну или фильм "Забудьте слово "смерть", который официально(!) считается первой (и последней) широкоформатной стереофонической лентой Одесской киностудии (тоже прочитал в техническом издании в связи со звукорежиссёром, работавшим на ней). То есть, может такое быть, что увеличили в интерпозитив? А, допустим, такие широкоэкранные картины, выходившие в 70 мм, как "Горячий снег", "Укрощение огня", "Выбор цели", "Ягуар", "Две версии одного столкновения" увеличивали уже с 35 мм интерпозитива где-нибудь на Киевской копировальной фабрике просто для прокатных копий?
   
#1970  
Дата: 2010-01-12 11:04 GMT
guest  
Ну вот это для меня непонятный момент. Это говорит в пользу истинной широкоформатности фильма или нет? Для комбинированных съёмок там идёт пометка - "камера КСК-70".

Ни в пользу чего это, увы, не говорит. Сложные комбинированные съемки и для 35 мм-фильмов иногда делали в 70 мм (чтобы зерно не лезло).

Интересно, может такое быть, что снятую в 35 мм анаморфе картину сбрасывают в 70 мм интерпозитив и только поэтому называют её широкоформатной? А, допустим, с 35 мм анаморфированного интерпозитива просто увеличивают, поэтому это и не широкоформатная картина считается?

И то бывало, и то.
   
#1971  
Дата: 2010-01-12 14:59 GMT
grey  
"...grey, ну тут важно знать, был ли он истинно широкоформатным..."


Похоже, это можно узнать только у создателей картины...
tria555, может информируешь о 6-ти канальном звуке в ш\ф картинах. Насколько помню, диалоги всегда шли из заэкранных колонок, а вот боковые частенько подключались, изображая звук вокруг. Конечно, не в нынешнем понимании, но если честно, DD в кинотеатре не очень впечатляет. Куда лучше DD слушается в домашнем кинотеатре. А в КИНОТЕАТРЕ все таки должен быть боольшой 2... к 1 экран, яркие краски, четкое изображение. Что-то этого в последнее время не наблюдаю
   
#1972  
Дата: 2010-01-12 20:30 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
grey, я могу только сказать, что звук у широкоформатных картин был потрясающий. Если провести аналогию с чем-то сегодняшним, то такой звук я слышал только в IMAX-кинотеатре. Чуть не прослезился, когда услышал то самое, чего нас лишили аж 20 лет назад. По картинке тоже согласен, это убожество, что сейчас показывают. Опять же, близкое по качеству к тому, что было 20 лет назад, я увидел только в IMAX, и то это не идеал.
Что касается широкоформатных картин, то тогда всё зависело от плёнки. Один широкоформатный фильм мог идти с зерном и в сине-рыжеватых тонах, другой, наоборот, в идеале. Могу сказать, что западные широкоформатные фильмы (которые увеличивали в 70 мм) шли в идеальнейшем изображении. А какая-нибудь наша картина, снятая в реальные 70 мм на Свему, по качеству изображения могла оставлять желать лучшего. Вспоминаются фильмы "34-й скорый" и "Душа". Вот их картинка в ш\ф была так себе. Но звук был великолепный. Или, с другой стороны, такие фильмы как "Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии", "Мама родная, любимая...", "Герой её романа" в 70 мм имели ШЕДЕВРАЛЬНОЕ изображение! "Через тернии к звёздам", кстати, в ш\ф тоже отлично смотрелся.
Ну а что касается "правды" насчёт истинной широкоформатности тех или иных картин, то тут, скорее всего, нужно услышать мнение тех, кто в те годы непосредственно имел дело с техникой на киностудиях. Вот они, думаю, точно могут сказать, использовали ли 70 мм кинокамеры в 80-е годы или нет. Американцы после 1970 года ничего вообще не снимали в ш\ф, только три картины сняли ("Трон", "Далеко-далеко" и "Гамлет"). В Западной Европе наберётся от силы 8-10 картин, снятых в ш\ф, и то до 1968 года. В ГДР где-то 6-7 картин было снято (до 1974-го). И только у нас наснимали свыше 150 фильмов. Поэтому такая информация нуждается в проверке.
   
#1973  
Дата: 2010-01-13 03:26 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
tria555, может информируешь о 6-ти канальном звуке в ш\ф картинах. Насколько помню, диалоги всегда шли из заэкранных колонок, а вот боковые частенько подключались, изображая звук вокруг.


Это так называемая "ложная память". Да, "форматные" копии действительно шли с магнитной 6-дорожечной записью (во всей советской документации упоминается "стерео", потому что НИКФИ считало, что "стерео" - это все, что больше одного канала). Особенно здорово магнитная запись выделялась на фоне неизменно убогой по качеству стандартной, оптической дорожки (имеющей срез по в/ч в районе 6 кгц), вредившей не то что какому-то "погружению" - но даже просто разборчивости речи.

Это сейчас, когда в кинотеатре, если аппаратура из-за дефекта пленки переключится автоматически с Dolby Digital на резервную и никогда не отказывающую оптическую Dolby SR, если нормально выставлены уровни, зритель может даже ничего и не заметить. А в советской кинопромышленности качество записи и воспроизведения оптических дорожек было просто аховым. Надо вспомнить, что были работы по внедрению магнитных дорожек (4 канала) на 35мм-копим, но это все быстро прекратилось. Технологической культуры недоставало, никто не занимался размагничиванием проекционной аппаратуры, полив из-за низкого качества "сыпался" и забивал головки, износ самих головок был ужасным, плюс необходимость кинопрокатных контор вести двойную инвентаризацию очень им не нравилась... В общем, систему признали неудачной и скоренько забыли.

А вот на "формате" (как тогда называли 70 мм все, кто с ним работал) магнитный звук прижился, поскольку не было другого, да и культура была получше (абы кого в форматные кинотеатры не набирали, аппаратура обслуживалась приоритетно и т.п.) И звук был действительно круче, по крайней мере по частотке. Нормально воспринималась речь, нормально воспроизводилась музыка.

Но вернусь к "ложной памяти". В советской системе не было никакого "крутого сурраунда". Пять каналов шли за экран, один канал, называвшийся "канал эффектов", шел в зал (и по типовым проектам обычно колонки "канала эффектов" располагались либо на потолке, либо по периметру под потолком). Этот канал предполагалось использовать лишь в отдельных сценах (дождь, гроза, звук сыплющейся сверху земли на поле боя и т.п.) О нем я еще напишу чуть позже.

С пятью заэкранными каналами тоже вышла ерунда. Первые "форматные" фильмы пытались снимать с "батареями" микрофонов, надеясь, что это даст реалистичное воспроизведение речи. Проходит человек на экране слева направо - и речь его перемещается слева направо по всем пяти каналам. Практически же это не работало никогда: не было единства характеристик каналов, не было способов бороться с фазовыми межканальными искажениями (тракты-то были независимыми), да и звукорежиссеры и звукоинженеры сходили с ума. Переходы между записью звука с площадки и переозвученными в тонстудии кусками били по ушам. Самое главное - никакого выигрыша в реалистичности не было, зритель предпочитал разборчивость. Очень быстро из пяти заэкранных каналов стало использоваться три, причем диалоги обычно шли в моно по центральному каналу (не напоминает то, к чему пришла Dolby?). А большинство "форматных" фильмов, увеличенных с 35мм-копий, шли вообще в "магнитном моно".

Был у магнитной системы большой недостаток. Шум. Шум во всех каналах, присутствовавший изначально и накапливавшийся на магнитном оригинале перезаписи на кинокопировальной фабрике (несколько сотен раз проходившем через лентопротяжный механизм) и нараставший с каждой демонстрацией копии (поскольку размагничивание проекционной аппаратуры не устраняло источники магнитных полей в аппаратной, которых было множество). Это шипение было заметно всем, с ним мирились, потому что в системе не было шупоподавления (ни компандированиее, ни фильтры, ни эквализация не применялись - слишком было для той элементной базы).

Но в "канале эффектов", который по замыслу должен был молчать большую часть фильма, шипение было уже неприемлемым. Поэтому он дополнительно гейтовался пилот-тоном, активизирующим усиление канала эффектов в нужные моменты и блокировавшим его в остальные. На практике система эта работала очень плохо (опять можно повздыхать об элементной базе) и при любой неточности в настройке давала очень неприятные эффекты в момент переключения. А настройка "плавала" от нагрева аппаратуры и времени года... В общем, в большинстве кинотеатров "канал эффектов" попросту отключали, а начиная года примерно с 73-го его уже не встретишь ни в одной фонограмме ни одной 70 мм-копии.

Так что сейчас даже оптическая (резервная) фонограмма современных копий звучит лучше магнитной тех времен. Опять же... мне лет пять назад посчастливилось послушать фрагмент "мастера" многоканальной записи первой серии "Войны и мира", взятый с "оригинала перезаписи" (с которого шла запись на магнитные дорожки уже копий для кинотеатров). Для его чтения (под программу реставрации фильма) специально расконсервировали последний оставшийся в живых многоканальный синхронный магнитофон соответствующего типа). По нынешним временам - это брак и ничто иное.
   
#1974  
Дата: 2010-01-13 05:09 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
Donikor, интересно было бы услышать ваше мнение по поводу реальности съёмок на 70 мм негатив. Я чуть выше поднимал тему. Дело в том, что у увеличенных фильмов тоже со звуком всё в порядке было. Самый яркий пример это "Человек с бульвара Капуцинов". Звук на этом фильме был просто фантастическим и даже революционным! Я уж не говорю про идеальнейшее качество изображения. Я всегда думал, что этот фильм реально снят на 70 мм. Оказалось, что нет. Обычный УФК!
   
#1975  
Дата: 2010-01-13 08:10 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
Donikor, интересно было бы услышать ваше мнение по поводу реальности съёмок на 70 мм негатив.

"Москва-Кассиопея" снималась на 35 мм, "Через тернии к звездам" - на 70 мм.
   
#1976  
Дата: 2010-01-13 08:21 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
===="Москва-Кассиопея" снималась на 35 мм, "Через тернии к звездам" - на 70 мм====

А откуда эту информацию вообще можно почерпнуть? По режиссёрскому сценарию не всё так однозначно выходит по "Через тернии к звёздам". Слишком много съёмок на 35 мм обозначено.
   
#1977  
Дата: 2010-01-13 08:29 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
"Слишком много съёмок на 35 мм обозначено." -

где? Я вижу только "Россию" и КСК-70, обе широкоформатные.

Нашел еще КСШР (70 мм) и "Темп" (35 мм, но ее использовали и для ш/ф фильмов с последующей копировкой - аналогичных ш/ф камер для съемок рапидом не было, КСК на частотах кадров выше 35 к/с снимала плохо).
   
#1978  
Дата: 2010-01-13 08:52 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
==="Слишком много съёмок на 35 мм обозначено." - где?===


Там идёт частое упоминание плёнок СН-6 и ЛН-8. А это 35 мм. Про Kodak тоже много написано, но там как бы понятно, что Kodak шёл для эффекта "картинка в картинке".

===Я вижу только "Россию" и КСК-70, обе широкоформатные===

КСК-70, вроде, только для комбинированных съёмок использовалась? "Россия" тоже какая-то "специальная" кинокамера.

===Нашел еще КСШР (70 мм) и "Темп"===


Про эти я что-то пропустил там.
Просто выше AlexAsp сказал, что якобы после 1980-го года полностью широкоформатные фильмы у нас не снимали. Правда, я не знаю, откуда такая информация.
   
#1979  
Дата: 2010-01-13 09:09 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
Там идёт частое упоминание плёнок СН-6 и ЛН-8. А это 35 мм.


Нет, это ерунда. Это типы цветных эмульсий, а не пленок. ЛН - негативная с балансом под лампы накаливания, СН - спектрозональная негативная (создавалась под аэрофотосъемку, поэтому цветопередача извращенная - люди серые, трава красная и т.п.).

после 1980-го года полностью широкоформатные фильмы у нас не снимали


Вот тут ничего не могу сказать. Фильмов новее "Терний" с 70-мм негативом я вспомнить не могу. Только стерео разное.

КСК-70, вроде, только для комбинированных съёмок использовалась? "Россия" тоже какая-то "специальная" кинокамера.


КСК-70 была для комбинированных съемок, с прямым визированием, очень стабильным кадром и регулируемой скоростью. "Россия" - студийная "рабочая лошадка", большая и тяжелая, но относительно тихая, с синхронным двигателем (под запись звука) и 300-метровыми кассетами.
   
#1980  
Дата: 2010-01-13 09:25 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
===Нет, это ерунда. Это типы цветных эмульсий, а не пленок. ЛН - негативная с балансом под лампы накаливания, СН - спектрозональная негативная (создавалась под аэрофотосъемку, поэтому цветопередача извращенная - люди серые, трава красная и т.п.)===


Мне просто как-то раз попался каталог и там СН-6 и ЛН-8 были обозначены под 35 мм. А, допустим, ЛН-6 (если не ошибаюсь с нумерацией) под 70 мм.
А по поводу СН-6 - это А.Антипенко (первый оператор) придумал. Он её использовал в "Аленьком цветочке" и зафанател тем качеством, которое она давала. Также можно увидеть, что он её же использовал в "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" (кстати, он в ш\ф шёл).

===Вот тут ничего не могу сказать. Фильмов новее "Терний" с 70-мм негативом я вспомнить не могу. Только стерео разное===


Вот это очень интересный момент. Есть такая "легенда", что якобы где-то после то ли 1980-го, то ли 1982-го года 70 мм негатив перестали использовать у нас. Но вот подтверждение 100%-ное этому факту я найти не могу. Вроде, столько фильмов широкоформатных понавыпускали после 1982-го (вплоть до 1990-го), а выходит, что их в 35 мм анаморфе снимали? Как-то не верится. Да и фильмы в 70 мм какие-то странные выпускали, с очень слабым коммерческим потенциалом, не верится, что их могли увеличивать для такого мизерного проката. Ну вот так навскидку вспоминаются "На помощь, братцы!", "Степная эскадрилья", "Серебряные струны", "Постарайся остаться живым"...
   
#1981  
Дата: 2010-01-13 10:01 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
Мне просто как-то раз попался каталог и там СН-6 и ЛН-8 были обозначены под 35 мм. А, допустим, ЛН-6 (если не ошибаюсь с нумерацией) под 70 мм.


Нет, не совсем так. Просто в номенклатуре ЛН-7 присутствовала в 35-мм и 70-мм, а когда в середине семидесятых начала производиться ЛН-8, в номенклатуру ее почему-то внесли только в 35-мм варианте. А 70-мм делался по "спецзаказу" - я так понимаю, это было для завода способом поднять цену на нее, не пробивая решение на министерском уровне.

Это было распространено, кстати. Скажем, контратипная КП-М по номенклатуре была в 35 и 70 мм, а более поздняя (и совершенная) КП-6 - только в 35 мм, хотя контратипы на ней в конце семидесятых печатались вообще все.


Да и фильмы в 70 мм какие-то странные выпускали, с очень слабым коммерческим потенциалом, не верится, что их могли увеличивать для такого мизерного проката. Ну вот так навскидку вспоминаются "На помощь, братцы!", "Степная эскадрилья", "Серебряные струны", "Постарайся остаться живым"...


Как в плане студии стояло (а формат влиял на финансирование) - так и выпускали. Почему на эти фильмы кодаковский негатив выделяли - тоже загадка.
   
#1982  
Дата: 2010-01-13 10:28 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
===Как в плане студии стояло (а формат влиял на финансирование) - так и выпускали===


Так ведь сколько "увеличенных" фильмов было... А в плане студии и "Земля Санникова" была обозначена широкоформатной. Только вот, вроде, не было её никогда в этом формате.

===Почему на эти фильмы кодаковский негатив выделяли - тоже загадка===


Ну это вообще из разряда фантастики. На 70-миллиметровый фильм уж точно Kodak (65 mm) не могли выделять. Технически не совпадало.

Я сейчас выложу список широкоформатных фильмов, которые я отобрал из каталога Госфильмофонда. Если вы вдруг имели дело с каким-то негативом, но он был не 70 мм, а 35 мм, то дайте знать

34-Й СКОРЫЙ
АВТОМОБИЛЬ, СКРИПКА И СОБАКА КЛЯКСА
АЙБОЛИТ-66
АННА КАРЕНИНА
АРЕНА
БАЙКА
БЕГ
БЕЗ МУНДИРА
БЕЛАЯ ПТИЦА С ЧЕРНОЙ ОТМЕТИНОЙ
БЕЛЫЙ БАШЛЫК
БЕРЕГ НАДЕЖДЫ
БИТВА ЗА МОСКВУ
БЛИСТАЮЩИЙ МИР
БЛОКАДА
БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ
БУРЬЯН
ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ
ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ
ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА
ВЗЛЕТ
ВИЗИТ ВЕЖЛИВОСТИ
ВИШНЕВЫЙ ОМУТ
ВКУС ХЛЕБА
ВЛАДИВОСТОК, ГОД 1918
ВОЗВРАТА НЕТ
ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ
ВОЙНА И МИР
ВООРУЖЕН И ОЧЕНЬ ОПАСЕН
ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ
ВСЕ РЕШАЕТ МГНОВЕНИЕ
ВСЕГДА НАЧЕКУ
ВЫСОКИЙ ПЕРЕВАЛ
ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ
ГДЕ-ТО ПЛАЧЕТ ИВОЛГА...
ГЕРОЙ ЕЕ РОМАНА
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
ГОД, КАК ЖИЗНЬ
ГОЙЯ, ИЛИ ТЯЖКИЙ ПУТЬ ПОЗНАНИЯ
ГОЛУБОЙ ЛЕД
ГОНЩИКИ
ГОРОДА И ГОДЫ
ДАЛЕКО НА ЗАПАДЕ
ДЕВУШКА И ГРАНД
ДЕРСУ УЗАЛА
ДИРЕКТОР
ДНЕВНЫЕ ЗВЕЗДЫ
ДУМА О БРИТАНКЕ
ДУША
ДЯДЮШКИН СОН
ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ
ЕСЛИ ВРАГ НЕ СДАЕТСЯ...
ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК
ЖИЛ ОТВАЖНЫЙ КАПИТАН
ЖНЕЦЫ
ЗАБУДЬТЕ СЛОВО "СМЕРТЬ"
ЗАКОН АНТАРКТИДЫ
ЗАЛП "АВРОРЫ"
ЗАХАР БЕРКУТ
ЗАЧАРОВАННАЯ ДЕСНА
ЗВЕЗДА И СМЕРТЬ ХОАКИНА МУРЬЕТЫ
ЗВЕЗДЫ НЕ ГАСНУТ
ЗДЕСЬ, НА МОЕЙ ЗЕМЛЕ
И ВОТ ПРИШЕЛ БУМБО...
И ЕЩЕ ОДНА НОЧЬ ШАХЕРЕЗАДЫ...
ИВАН ВЕЛИКИЙ
ИНКОГНИТО ИЗ ПЕТЕРБУРГА
КАМЕННАЯ ДУША
КАПИТАН "ПИЛИГРИМА"
КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА
КАФЕ "ИЗОТОП"
КНЯЗЬ ИГОРЬ
КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ
КОРОЛЕВСКАЯ РЕГАТА
КОРОЛЬ ГОР И ДРУГИЕ
КОРОЛЬ МАНЕЖА
КОСМИЧЕСКИЙ СПЛАВ
КРАСНАЯ ПАЛАТКА
КРАХ
КРЕПОСТНАЯ АКТРИСА
КРУТОЕ ПОЛЕ
КРУШЕНИЕ ИМПЕРИИ
ЛЕГЕНДА О КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ
ЛЕНИН В ПОЛЬШЕ
ЛЕС
ЛЕСНАЯ ПЕСНЯ. МАВКА
ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ
ЛЮДИ НА НИЛЕ
МАМА РОДНАЯ, ЛЮБИМАЯ...
МАТВЕЕВА РАДОСТЬ
МЕТЕЛЬ
МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО
МОЛОДЫЕ
МОРЕ В ОГНЕ
МЫ, РУССКИЙ НАРОД
НА ВЕС ЗОЛОТА
НА ПОМОЩЬ, БРАТЦЫ!
НЕЗАБЫВАЕМОЕ
НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕУЛОВИМЫХ
ОГЛАШЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
ОНИ ЖИВУТ РЯДОМ
ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОСЛИНАЯ ШКУРА
ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ
ПЕРВАЯ КОННАЯ
ПЕРВОРОССИЯНЕ
ПЕРЕХВАТ
ПОВЕСТЬ ПЛАМЕННЫХ ЛЕТ
ПОГОВОРИМ, БРАТ
ПОКА БЕЗУМСТВУЕТ МЕЧТА
ПОРУЧИТЬ ГЕНЕРАЛУ НЕСТЕРОВУ...
ПОСЛЕДНЯЯ ОХОТА
ПОСТАРАЙСЯ ОСТАТЬСЯ ЖИВЫМ
ПОЧТОВЫЙ РОМАН
ПРАВО НА ЛЮБОВЬ
ПРЕДИСЛОВИЕ К БИТВЕ
ПРИХОДИ СВОБОДНЫМ
ПРОДЕЛКИ В СТАРИННОМ ДУХЕ
ПРОРЫВ
ПРЫЖОК
РАЗ, ДВА - ГОРЕ НЕ БЕДА!
РЕЦЕПТ ЕЕ МОЛОДОСТИ
РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ
РУСCКОЕ ПОЛЕ
РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ
САМЫЙ ЖАРКИЙ МЕСЯЦ
СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ
СЕМЬ СТИХИЙ
СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ
СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ
СЕСТРА МУЗЫКАНТА
СИБИРЯЧКА
СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ
СКАЗКА ПРО ВЛЮБЛЕННОГО МАЛЯРА
СКОРОСТЬ
СЛЕДОПЫТ
СОЛДАТЫ СВОБОДЫ
СОЛНЦЕ, СНОВА СОЛНЦЕ
СОН
СОПЕРНИЦЫ
СТЕПНАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ
СУД СУМАСШЕДШИХ
СУДЬБА
СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА
ТАБОР УХОДИТ В НЕБО
ТАЙНЫ СВЯТОГО ЮРА
ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ
ТЕАТР НЕИЗВЕСТНОГО АКТЕРА
ТОЛЬКО ТЫ
ТРЕТЬЯ МОЛОДОСТЬ
ТРИ ТОЛСТЯКА
ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ
ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ ЛЮБВИ
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
ФРОНТ В ТЫЛУ ВРАГА
ФРОНТ ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА
ЦЕНА БЫСТРЫХ СЕКУНД
ЦЫГАНКА АЗА
ЧАЙКОВСКИЙ
ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО Я ЛЮБЛЮ
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
ЧЕРМЕН
ЧЕРНАЯ БЕРЕЗА
ЧЕРНАЯ СТРЕЛА
ШЛЯПА
ЭКЗАМЕН НА БЕССМЕРТИЕ
ЭСКАДРОН ГУСАР ЛЕТУЧИХ
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
ЯРОСЛАВНА, КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ
ЯРОСТЬ
   
#1983  
Дата: 2010-01-13 10:49 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
Ну это вообще из разряда фантастики. На 70-миллиметровый фильм уж точно Kodak (65 mm) не могли выделять. Технически не совпадало.


Так снимали-то их на 35 мм, на 70 печатались копии. За "Постарайся остаться живым" могу поручиться, он УФК на Кодаке. Причем 35-мм копии его совершенно ужасные были, серо-зеленые все.

34-Й СКОРЫЙ
ГЕРОЙ ЕЕ РОМАНА
НА ПОМОЩЬ, БРАТЦЫ
И ВОТ ПРИШЕЛ БУМБО
ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ
ЦЫГАНКА АЗА

- эти все тоже точно УФК.
   
#1984  
Дата: 2010-01-13 10:59 GMT
grey  
Здорово! Выходит ЧТКЗ и тут отметились, как предположительно последний настоящий ш\ф фильм. По поводу художественности фильмов в ш\ф и до 80 года большинство - малоизвестные фильмы о революции и ВОВ. Видимо, действительно формат будущего шедевра определялся сверху.
Очень интересная инфа по поводу 6-канальной записи на 70-мм.
...(во всей советской документации упоминается "стерео", потому что НИКФИ считало, что "стерео" - это все, что больше одного канала)...
Похоже, что нынешние Твистер и многие другие лукавые фирмы тоже считают, что DD - это все, что больше 3 каналов, выдавая DD5.1 mono за сурраунд
На самом деле никто и не говорит о стерео в шестиканальной ш\ф. Удивлен даже тем, что пытались соориентировать звук с движением на экране. Достижением считаю хотя бы то (предтечей DD), что пустили моно звук в пространство зала, используя разнофункциональные каналы. По большому счету в DD стереозвук тоже не главное. Главное, чтобы каждый канал выполнял свою функцию. Стереоэффект там необходим в случае синхронизации звука с движением объекта\субъекта.
Читал когда-то в интервью А.Л.Рыбникова, что ему было жальсвоих фонограмм для кино, т.к. качество их на пленке получалось убогим. По-моему, первым советским кинофильмом с настоящим стереозвуком он назвал "Остров погибших кораблей" 1987г.
...На практике система эта работала очень плохо (опять можно повздыхать об элементной базе) и при любой неточности в настройке давала очень неприятные эффекты в момент переключения. А настройка "плавала" от нагрева аппаратуры и времени года... В общем, в большинстве кинотеатров "канал эффектов" попросту отключали, а начиная года примерно с 73-го его уже не встретишь ни в одной фонограмме ни одной 70 мм-копии (Donikor)...
Припоминаю я эти щелчки, хотя основную массу фильмов смотрел именно с 80-го года.
   
#1985  
Дата: 2010-01-13 11:05 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
====Так снимали-то их на 35 мм, на 70 печатались копии. За "Постарайся остаться живым" могу поручиться, он УФК на Кодаке. Причем 35-мм копии его совершенно ужасные были, серо-зеленые все.

34-Й СКОРЫЙ
ГЕРОЙ ЕЕ РОМАНА
НА ПОМОЩЬ, БРАТЦЫ
И ВОТ ПРИШЕЛ БУМБО
ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ
ЦЫГАНКА АЗА

- эти все тоже точно УФК====


Спасибо огромное. А я всё время думал, что эти фильмы в ш\ф снимались. Причём, на съёмках "И вот пришёл Бумбо..." сам лично присутствовал, когда снимали эпизод "сон девочки" (с куклой). Запомнил офигенных размеров кинокамеру.
Что касается "Там, где нас нет" такая история. Читал интервью с оператором В.Алисовым, который снимал этот фильм. Он там всё хвалил современную технику, Arriflex, мол, всё такое удобное, нетяжёлое, и вспоминал, какие раньше тяжести приходилось таскать на 70-миллиметровых картинах. Просмотрел его фильмографию, а у него всего ОДНА 70 мм картина - это как раз "Там, где нас нет". Смотрел её в этом формате. Потрясающее совершенно изображение было, и со звуком они на этой картине тоже что-то новое придумали, звук был великолепный.
На "34-м скором" в ш\ф было ЗЕРНО. Это я хорошо помню. В широкоэкранном варианте получше. Но звук в 70 мм заметно отличался от широкоэкранного в лучшую сторону.

===По-моему, первым советским кинофильмом с настоящим стереозвуком он назвал "Остров погибших кораблей" 1987г===


Это телевизионный фильм. Зачем там стереозвук нужен был? Ошибка, скорее всего.
Настоящими фильмами со стереозвуком считали "Битву за Москву", "Прорыв", "Там, где нас нет", "Человек с бульвара Капуцинов". Но вот, честно говоря, реальное отличие от остальных широкоформатных картин я услышал только на "Человеке с бульвара Капуцинов". Вот ещё вспомнил. "Семь стихий" рекламировали как КВАДРОфонический, специально ходил в к\т "Космос" в Москве, где прямо табличка у касс висела, что, мол, впервые(!!) с таким звуком, а в газетах шла реклама, что его именно в "Космосе" с таким звуком можно посмотреть. Но вот, если честно, разницы от фильма "Душа" или, к примеру, "Скорость", так и не услышал.

===Выходит ЧТКЗ и тут отметились, как предположительно последний настоящий ш\ф фильм===


Если ориентироваться на техническую литературу, то "Душа" вроде как настоящий широкоформатный. Ещё "Вишнёвый омут" (он вообще только в ш\ф-копиях выходил и его через три недели сняли с проката, даже в ш\э не напечатали, правда потом перевыпустили где-то в 1985-м уже в ш\э).
   
#1986  
Дата: 2010-01-13 11:23 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
А я вот сейчас подумал... и, пожалуй, дезавуирую свой список. То, что мне помнится как УФК, на самом деле может быть квадратными копиями для ТВ. То есть от визуальной памяти моей тут никакого проку.

"Семь стихий" рекламировали как КВАДРОфонический, специально ходил в к\т "Космос" в Москве


Космос имел возможность очень интересные вещи городить в смысле звука, там стояла аппаратура для показа "с двух пленок" - "изо" и "фоно" (магнитной), как на киностудиях.
   
#1987  
Дата: 2010-01-13 11:56 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
===То, что мне помнится как УФК, на самом деле может быть квадратными копиями для ТВ===


В общем, с этим широким форматом путаница сплошная. И информации никакой вообще. Все американские и европейские ш\ф-фильмы на строгом учёте находятся. У нас же всё какое-то тяп-ляп. И даже Госфильмофонд какие-то "договора" просит заключать на информацию, вместо того, чтобы выложить для всеобщего пользования (да и себе во благо, в том числе).
   
#1988  
Дата: 2010-01-13 12:12 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
Мне кажется, путаница местами наводилась специально. В восьмидесятых директора картин и руководство студий из кожи вон лезли, чтобы выбить для производства из госкино более-менее достойные бюджеты и сроки. Фильмы запускались как ш/ф, потом уходили на пролонгацию съемочного периода, потом консервировались по перерасходу, потом расконсервировались уже в ш/э...
   
#1989  
Дата: 2010-01-13 12:41 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
Тут вот ещё какое дело. Начиная с 1976-го многим стали давать Kodak. Уж три коробки на фильм (для сложных сцен) точно могли выделить. Или ещё известный момент, когда Глебу Панфилову предложили "Прошу слова" полностью снять на Кодаке, но с лимитом в три дубля. Он отказался, взяв только три коробки, и очень пожалел потом, так как с Кодаком и трёх дублей было достаточно, качество было высочайшее по сравнению со Свемой. И вот представьте, когда на чаше весов либо Кодак, либо 70 мм Свема. Ну какой здравомыслящий человек выберет Свему в этом случае. Другое дело, что я в своём списке не перечислил те широкоформатные картины, которые изначально были УФК. Ну это "Право первой подписи", "Красные колокола", "Они сражались за Родину", "Через Гоби и Хинган", "Одиночное плавание"... Тут как бы всё понятно, они и на ТВ в квадрате шли, хотя в кинотеатрах это были широкоформатные фильмы.
   
#1990  
Дата: 2010-01-13 12:59 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
Ну, Бондарчук-то для Войны и мира выбрал Свему вместо Орво, хотя его все министерство культуры отговаривало Именно чтобы иметь возможность снимать столько дублей, сколько захочется (и переснимать потом брак до инфарктов). Операторы-постановщики, конечно, всегда выбирали импортную пленку, а вот с режиссерами не все было так однозначно.
   
#1991  
Дата: 2010-01-13 13:23 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
Когда снимался "Война и мир", с Кодаком были проблемы. И не было УФК, его ещё не изобрели к тому моменту. Ну и также не стоит забывать, что это, по сути, третий широкоформатный фильм, запущенный в производство (1962 год), но законченный только в 1967-м (если не ошибаюсь). Известна ситуация с широкоэкранными фильмами, когда сначала все хотели снимать только в этом формате, но изрядно помучавшись с ним на съёмках, на других картинах отказывались, из-за чего их заставляли насильно снимать в этом формате. В.Шукшин в своих записках пишет, как несколько раз просил киноначальство отменить приказ по поводу съёмок "Печки-лавочки" в широкоэкранном варианте. Но ему отказали, картина в приказе стояла "широкоэкранной", а это не совпадало с его задумками, ну и он там пишет про сложность с этой техникой, уже подзабыл подробности.

Что за камеры приведены на снимках?
https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0022.jpg
https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0017.jpg
AlexAsp говорит, что это 35 мм.

А вот здесь, по-моему, вообще сферическим путём снимают:
https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0002.jpg
https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0003.jpg
https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0004.jpg
https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0009.jpg
https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0010.jpg
https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0012.jpg
А вот это, если я не ошибаюсь, анаморфотная насадка на кинокамере:
https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0001.jpg
Получается, что фильм-то на самом деле НЕ широкоформатный!
   
#1992  
Дата: 2010-01-17 05:23 GMT
grey  
...А вот это, если я не ошибаюсь, анаморфотная насадка на кинокамере:
https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0001.jpg

Не гоже лезть неграмотному в такие технические тонкости, но мне кажется, что ЧТКЗ снимался с огрсмным количеством различных насадок, например сферической (рыбий глаз?). Почти все съемки на Астре так сняты. А вот футляр под пленку явно на 70мм тянет. Хотя и это не о чем не говорит
   
#1993  
Дата: 2010-01-17 05:54 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
По пунктам:

https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0022.jpg - ничего не видно, увы, кроме объектива.

https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0017.jpg - ничего не видно. Может быть, СШН (70 мм), но со снятым приводом.

https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0002.jpg - КСШР (70 мм) с широкоугольником.

https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0003.jpg - не видно.

https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0004.jpg - КСШР с широкоугольником на штативе.

https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0009.jpg - КСШР с широкоугольником на штативе.

https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0012.jpg - не видно.

https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0001.jpg - похоже на Россию (70 мм) с трансфокатором. Собственно, по ширине "ушей" (кассет) однозначно видно, что широкий формат.

Предвижу вопрос: Почему в павильоне снимают КСШР со штатива, тогда как КСШР - облегченная камера для ручных съемок с кассетами небольшой вместимости? Ответ: если снимаем короткие планы, да еще и с черновым звуком (а она шумная, к сожалению) - почему бы и не поснимать. Кстати, с рук ей снимать было как раз не очень-то здорово: 12 кг, плюс еще 4 кг аккумулятор (обычно за оператором носил ассистент). Но ничего более удобного для 70 мм создано не было.


https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0001.jpg - похоже на Россию (70 мм) с трансфокатором. Собственно, по ширине "ушей" (кассет) однозначно видно, что широкий формат.


Интернет оказался не безнадежен. Посмотрите, нашел фотографию примерно с того же ракурса: http://zhurnal.lib.ru/img/m/lirika/lirika-506/011.jpg

Правда, подписана она как "70-СК", а должна быть "СШС" (то есть Россия). Возможно, конечно, память играет со мной фокусы. Но что аппарат широкоформатный, очевидно.


https://vobzor.com/datas/users/1/fg_0017.jpg - ничего не видно. Может быть, СШН (70 мм), но со снятым приводом.

Нет, все-таки не СШН.
Не знаю, что за зверь. Может быть, Россия, но не помню на Россиях табличек справа.
   
#1994  
Дата: 2010-01-17 06:22 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
====Почти все съемки на Астре так сняты====


По режиссёрскому сценарию понятно, что съёмки "загрязнённой планеты" проводились на СН-6 (35 мм). Об этом и Антипенко говорил, это его идея была использовать эту плёнку.

====Кстати, с рук ей снимать было как раз не очень-то здорово: 12 кг, плюс еще 4 кг аккумулятор (обычно за оператором носил ассистент). Но ничего более удобного для 70 мм создано не было====


Да я вот чего думал насчёт вообще широкоформатного кино. По идее, настоящий широкоформатный фильм в целом должен отличаться статичным изображением. Никакой беготни с камерой не должно чувствоваться.
   
#1995  
Дата: 2010-01-17 06:26 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
Да я вот чего думал насчёт вообще широкоформатного кино. По идее, настоящий широкоформатный фильм в целом должен отличаться статичным изображением. Никакой беготни с камерой не должно чувствоваться.

У нас было все наоборот: чем помпезнее фильм, тем меньше должно быть снято со штатива. Можно вспомнить "Войну и мир", где Петрицкий с КСШР и бегал, ездил, и летал, и на коньках катался.
   
#1996  
Дата: 2010-01-17 06:31 GMT
tria555   Страна: 
Сообщений: 240
===У нас было все наоборот: чем помпезнее фильм, тем меньше должно быть снято со штатива. Можно вспомнить "Войну и мир", где Петрицкий с КСШР и бегал, ездил, и летал, и на коньках катался===

Да, но это были т.н. "немые" моменты. А я имею в виду в целом фильм. К примеру, мосфильмовская картина "Перехват". Она вся в движении сделана. Не думаю, что оператор этого фильма постоянно бегал с широкоформатной камерой.
   
#1997  
Дата: 2010-01-17 06:36 GMT
Donikor  
Эксперт
Страна: 
Сообщений: 30
По поводу СН-6 интернет принес еще улов:

------------
Позже ту же пленку использовали на широкоформатном фильме «Через тернии к звездам» режиссера Ричарда Викторова. Фильм в 1982 году получил Госпремию СССР. Снимал его оператор Александр Рыбин, но первоначально оператором-постановщиком был я. И мне пришлось бегать по разным инстанциям и пробивать разрешение на использование пленки СН-6 под 70 мм. А добившись, уговаривать режиссера и оператора пойти на этот эксперимент, потому что пленка СН-6 удивительно работала на воссоздание пейзажа чужой планеты, убитой экологической катастрофой.
------------

http://rus.625-net.ru/cinema/2006/04/fotokino.htm

Речь идет о том, что Антипенко пробил СН-6 под 70 мм (это шло заводу как спецзаказ).


Да, но это были т.н. "немые" моменты. А я имею в виду в целом фильм. К примеру, мосфильмовская картина "Перехват". Она вся в движении сделана. Не думаю, что оператор этого фильма постоянно бегал с широкоформатной камерой.

Да разница невелика, в принципе. Самой легкой из 35 мм-камер был "Конвас", с заглушающим боксом он тоже весил больше десяти кило. Под конец семидесятых начали приходить "Аррифлексы", 6 кг в минимальном снаряжении - но анаморфотной оптики для них не закупали в принципе, все снималось либо в квадрате, либо УФК.
   

Страницы: << >> [1] > 2 < [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [14]