Обзоры и Сравнения - Наше Кино








Автор: BARTON 
Дата внесения:  2014-11-07     Просмотров:  691

ИУДА


Аннотация

Тайный смысл одного из самых известных библейских предательств не могут разгадать вот уже 2000 лет. Фильм-провокация Андрея Богатырева «Иуда» по нашумевшей повести Леонида Андреева - это обратная сторона истории Иуды Искариота, апостола-изгоя, и поиск ответа на вопрос: почему на самом деле Иуда предал Христа?
Вор и преступник Иуда, потерявший веру в людей, встречает на пути Иисуса Христа. В сердце Иуды закрадывается надежда, что мир еще можно спасти… Иуда следует за учителем, пытаясь понять, какова же его миссия в божественном замысле. Вскоре Иуде предстоит выбор: сохранить друга или же обречь его на смерть во имя человечества.

Фильм

Режиссер Андрей Богатырев
Актеры Алексей Шевченков, Сергей Фролов, Вадим Яковлев, Иван Добронравов, Ольга Сташкевич, Андрей Барило, Ольга Кавалай-Аксенова, Алексей Боченин, Сергей Фетисов, Максим Дугишов, Алексей Аристов, Андрей Копытов, Константин Самоуков, Андрей Богатырев
Сценарий Всеволод Бенигсен
Оператор Дмитрий Мальцев
Композитор Сергей Соловьев, Дмитрий Курляндский
Продюсеры Татьяна Воронецкая
Производство компания "Россфильм"
Иуда, опытный вор, оказывается на базарной площади в тот момент, когда Христос читает проповедь, а апостолы собирают пожертвования. Он выслеживает их и похищает у них казну, но его ловят с поличным. Однако Учитель прощает его и, более того, предлагает стать одним из Его учеников и по совместительству казначеем. Потрясенный неожиданным поступком Христа, Иуда решает разобраться во всем и присоединяется к апостолам. Постепенно он все больше начинает понимать Иисуса, но чувствует, что апостолы идут за учителем вслепую. Иуда спорит с ними, пытается отстоять свое право на осознание божественной истины, но понимания не находит и приходит к выводу, что учение Христа может погибнуть, не принеся человечеству пользы. Тогда он решает предать Христа. "…убив человека,.. разве я не спас Бога?".
Год 2013

Полиграфия

        

Характеристики диска

Издатель Видеосервис
Упаковка Amaray
Дата релиза /Год 2014
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD5
Размер двд /Gb 4.10
Формат видео /AR 16:9 (2,38:1)
Видеобитрейт /Mbps 5.80
Аудиоверсии /Kbps Русский DD2.0(192)
Субтитры Нет
Бонусы Трейлер

Структура диска

    

Меню и логотип







Скриншоты к фильму











Видеоклип в оригинальном формате

VIDEO • MPEG2

Поддержка сайта

Donate towards my web hosting bill!

Видеосервис



Комментарий к обзору

Издатель: Видеосервис
Дата выхода DVD: 9 сентября 2014
Изображение и Звук: без претензий
Меню: озвученное, статичное
Субтитры: нет
Бонусы: трейлер




Отклики

#1  
Дата: 2014-11-07 06:45
BARTON   Страна: 
Откликов: 4941
Обзоров: 2498
ruskino.ru

Разговор о важном
(рецензия на фильм "Иуда")

Скажу честно, смотреть новый отечественный фильм "Иуда" я шла с очень большим скепсисом, поскольку не понимала, зачем понадобилось экранизировать рассказ почти забытого ныне автора на очень сложную евангельскую тему. Тем больше было мое удивление: картина оказалась вполне качественной и достойной даже по сравнению с признанными шедеврами искусства, переосмысливающими жизнь Иисуса и его учеников.

Писатели начали обращаться к евангельской теме в начале ХХ века, когда власть Церкви значительно ослабела и священнослужители уже не могли серьезно навредить авторам, книги которых им не нравились. Среди множества художественных произведений, переосмысливающих жизнь Иисуса и его учеников, встречались и откровенные неудачи, но было и немало шедевров. Первым среди них, пожалуй, стоит назвать "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова – лучший роман как минимум русской литературы ХХ века, неоднократно экранизированный в самых разных странах мира. Очень интересной, хотя и очень спорной, оказалась книга "Последнее искушение Христа" греческого писателя Никоса Казандзакиса; на ее основе была создана прекрасная, но столь же спорная лента Мартина Скорсезе. И, разумеется, нельзя не упомянуть одно из самых культовых произведений ХХ века – рок-оперу "Иисус Христос – суперзвезда", написанную Эндрю Ллойдом Уэббером на либретто Тима Райса (режиссер киноверсии – Норман Джуисон).

Создатели экранизации рассказа Леонида Андреева "Иуда Искариот" не побоялись сравнений с признанными шедеврами, рискнули – и как минимум не проиграли: их работа получилась очень качественной и интересной. Молодцы, что еще сказать.

Разговор о достоинствах нового отечественного фильма нужно начать с блистательной режиссуры. Создавая картину на настолько сложную тему, большинство постановщиков сталкиваются с огромным искушением "образованность показать и все время говорить о непонятном" – максимально усложнить художественную форму своей работы, чтобы продемонстрировать собственную душевную глубину и тонкость мыслей. Проблема заключается в том, что за стилистическими эксцессами нередко теряется смысл. К счастью, режиссер "Иуды" Андрей Богатырев успешно избежал опасного соблазна. Новая отечественная лента снята очень просто, но это отнюдь не примитивность, а точно выверенный стиль талантливого и умелого мастера, старавшегося не отвлекать внимание зрителей от главного. Своей цели постановщик добился: его фильм, длящийся полтора часа, смотрится на одном дыхании, хотя событий там практически нет – только диалоги. В отсутствие сюжета так долго удерживать внимание зрителей очень непросто, но Богатырев блистательно справился со сложнейшей задачей.

Работы оператора, художника и художника по костюмам превосходны; кинематографисты очень успешно освоили совсем небольшой бюджет картины. Саундтрек тоже великолепен.

Все актеры, снимавшиеся в "Иуде", поработали замечательно, но если бы хоть немного сфальшивил исполнитель главной роли, то усилия остальных пропали бы зря. К счастью, ничего подобного не произошло: Алексей Шевченков сыграл, что называется, на разрыв аорты. Эта актерская работа и есть та самая магия искусства, ради которой зрители ходят в кинотеатры. Шевченков выглядит на экране невероятно живым, приковывая к себе внимание даже тогда, когда ничего не говорит и не делает. Мне кажется, так или примерно так сыграл бы Иуду Александр Абдулов – невероятно талантливый актер, пожизненно приговоренный нашим кинематографом к ролям элегантных героев-любовников и столь же элегантных злодеев. Из тисков привычного имиджа Абдулов вырывался считанные разы – в "Том самом Мюнхгаузене", "Формуле любви", первых "Гардемаринах", "Мастере и Маргарите" Владимира Бортко – и каждый раз поражал мощью своего таланта, умением сочетать в работе над ролью гротеск и реализм высочайшей пробы.

Шевченков сыграл Иуду в той же стилистике – сильно, резко, размашисто, не боясь эксцентрики, но ни на миг не выходя за рамки хорошего вкуса, не теряя главное в характере своего героя. Новую отечественную ленту имеет смысл посмотреть даже ради него одного. Когда настолько талантливый человек получает роль, в которой может проявить себя так ярко и незаурядно, это всегда хорошо. Очень хочется надеяться, что первый серьезный успех станет для актера началом долгой и творчески счастливой карьеры.

Есть у нового отечественного фильма и недостатки, но они, в общем-то, субъективны и обусловлены скорее личностным восприятием, чем объективными недоработками кинематографистов.

Наверняка историки заметят в картине множество фактических неточностей, но, по-моему, это абсолютно неважно. Главное в "Иуде" – не воссоздание цвета времени, а столкновение разных подходов к жизни.

Но если рассказ об отношении Иуды к миру и людям получился ярким и достоверным, то убеждения, цели, радости и страдания Иисуса остались фактически даже не на втором, а на третьем плане повествования, поскольку в сценарии новой отечественной ленты Мессия, по сути, оказался эпизодическим персонажем. Такой подход не кажется мне правильным: не зря и Булгаков, и Казандзакис, и Тим Райс в своих произведениях уделили Иисусу как минимум не меньше внимания, чем Иуде; благодаря этому читатели и зрители лучше поняли суть конфликта между Учителем и одним из его учеников. А ситуация, когда предатель получает блистательную возможность высказаться в свою защиту, а тот, кого он отправил на смерть, остается на дальнем плане повествования, лично мне кажется не совсем честной.

К сожалению, именно так обстояли дела и в рассказе Леонида Андреева, экранизированном российскими кинематографистами. Чтобы поведать зрителям и о Христе, им пришлось бы добавить в сюжет многочисленные новые эпизоды, по сути, полностью изменяющие структуру повествования. Поступать так было очень опасно, и я считаю, что создатели нового отечественного фильма рассудили абсолютно верно, не став рисковать: лучшее – враг хорошего. Тем не менее, структура рассказа "Иуда Искариот" все равно кажется мне не очень правильной, а в его киноверсии Иисусу, возможно, вообще не стоило бы появляться на экране – сюжет от этого почти не изменился бы.

А вот отсутствие в картине сурового режиссерского перста, указующего зрителям, кто здесь прав, а кто виноват, кажется мне безусловным достоинством. Люди ведь в большинстве своем не идиоты, и им жизненно необходимо хотя бы иногда думать о сложных, неоднозначных и важных проблемах. Главное – чтобы источник размышлений был достоин того, чтобы тратить на него время и умственные усилия.

"Иуда" этого, безусловно, заслуживает: благодаря качественной и вдохновенной работе всех без исключения кинематографистов новая отечественная лента получилась яркой и талантливой, она действительно помогает о многом задуматься. Ни в коем случае не хочу сказать, что поняла фильм, что называется, от и до: он действительно очень сложен и неоднозначен. Но лично мне показалось, что новая отечественная картина обращает внимание зрителей в первую очередь на то, до какой степени цель оправдывает средства.

Большую часть жизни Иуда считал всех без исключения людей негодяями и подонками, поэтому обманывал и обкрадывал каждого встречного, чтобы не стать его жертвой. Знакомство с Иисусом из Назарета поставило под сомнение эту жизненную философию, и закоренелый преступник проникся искренней симпатией к странному бродяге. Но Иуда помогал Учителю теми же средствами, какими пользовался во время криминальной карьеры, – воровал еду, чтобы сэкономить деньги своих новых товарищей, называл Иисуса вором и мошенником, таким образом спасая его от разъяренной толпы. Кто же лучше – Иуда, пытавшийся, пусть и не очень честным образом, защитить хорошего человека, или остальные апостолы, которые (и в рассказе "Иуда Искариот", и в его экранизации) покорно следовали за Учителем, не пытаясь ни понять его цели, ни разделить тяжесть его ноши?

Вообще, Иуда Андреева – вор и разбойник, вызывающий большую симпатию, чем многие так называемые порядочные люди, – очень напоминает героев некоторых произведений Максима Горького и других советских писателей. (Сходство не случайно: работая над этим рассказом, Андреев обсуждал свой замысел именно с Горьким.) Отношение к преступникам как к хорошим людям, которых вынудило нарушать закон несовершенство окружающего их мира, было очень популярно в официальной идеологии СССР, особенно в первые десятилетия его существования: "хорошие" уголовники противопоставлялись "плохим" политическим заключенным.

Но время показало ошибочность данного мнения советских теоретиков. В эпоху застоя в СССР голод перестал быть реальной угрозой, и люди, желавшие жить честно, вполне могли заработать себе на хлеб, не нарушая закон. Однако число уголовников не снижалось, а росло. Данная тенденция сохраняется и при капитализме: сейчас бандиты убивают и грабят не ради куска хлеба, а для того, чтобы ездить на шикарных машинах и жить в роскошных домах. Так что в злодеяниях большинства преступников и в настоящем, и наверняка в прошлом повинно не столько несовершенство окружающего мира, сколько готовность отдельных негодяев нарушать закон ради собственного обогащения.

Но из каждого правила есть исключения, и одним из них оказался герой новой отечественной ленты. Шевченков сыграл Иуду сильным и незаурядным человеком, душа которого и в самом деле искорежена жестокой и несправедливой жизнью. Если бы судьба Иуды сложилась иначе, то, возможно, он стал бы праведником, мудрецом, бесстрашным борцом за правое дело. Увы, все повернулось по-другому – и человек большой души превратился в предателя, вора и убийцу…

Судьба Иуды сама по себе поучительна, но новый отечественный фильм помогает зрителям задуматься и о другом. Главная проблема человеческого общества во все времена – это не наличие преступников в любой стране, даже самой благополучной: в семье не без урода. Гораздо хуже то, что большинство порядочных людей тоже хотя бы иногда нарушают закон – ради собственной выгоды или блага своих близких. Где же находится грань, за которой простительные мелкие прегрешения превращаются в подлость и преступление?

Единственно верного ответа на этот вопрос нет, не было и не будет: в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. А чтобы избежать совсем уж непоправимых поступков, имеет смысл хотя бы иногда задумываться, где пролегает граница между простительным и непростительным. Новая отечественная картина в этом помогает, за что ее создателям нужно сказать огромное спасибо.

"Иуду" обязательно должны посмотреть все любители качественного, осмысленного кино и прекрасной актерской игры. Зрители, которые ходят в кинотеатры отдыхать после тяжелого трудового дня, могут именно с этой ленты начать знакомство с более серьезными произведениями кинематографа: повторюсь, при всей сложности поднятых в фильме тем он снят по-хорошему просто и очень красиво. А вот выбросить из головы все текущие проблемы и как следует поразвлечься "Иуда" зрителям явно не позволит.

Светлана Степнова