Обзоры и сравнения - Наше кино






Автор: BARTON 
Дата внесения:  2012-11-09     Просмотров:  1357

АТОМНЫЙ ИВАН


Аннотация

История разворачивается в городе-спутнике одной из крупнейших АЭС. Молодой учёный Ваня, как и его родители, занимается атомной энергетикой, но, как он сам считает, - не по призванию, а только из-за давней любви к бывшей однокурснице Тане. Она, напротив, увлечена своим делом, амбициозна и требовательна в личных отношениях. Однажды Таня решает разорвать эти отношения, потому что не видит в инфантильном и легкомысленном Ване надежного спутника жизни. Но неожиданные события, случившиеся в атомном городке, все ставят на свои места: героям удаётся обрести и настоящее призвание, и настоящую любовь.

Фильм

рабочее название: "Неделимое"
Режиссер Василий Бархатов
Актеры Григорий Добрыгин, Юлия Снигирь, Денис Суханов, Алексей Колубков, Евгения Дмитриева, Екатерина Васильева, Алексей Горбунов, Марина Голуб
Сценарий Максим Курочкин
Оператор Руслан Герасименков R.G.C.
Композитор Сергей Шнуров
Продюсеры Елена Гликман, Ярослав Живов, Сергей Новиков
Производство кинокомпания "Телесто" при государственной финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации
История разворачивается в городе-спутнике одной из крупнейших АЭС. Молодой ученый Ваня, как и его родители, занимается атомной энергетикой, но, как он сам считает, - не по призванию, а только из-за давней любви к бывшей однокурснице Тане. Она, напротив, увлечена своим делом, амбициозна, и требовательна в личных отношениях. Однажды Таня решает разорвать эти отношения, потому что не видит в инфантильном и легкомысленном Ване надежного спутника жизни. Но неожиданные события, случившиеся в "атомном" городке все ставят на свои места: молодым людям удается обрести и настоящее призвание, и настоящую любовь.
Год 2012
Сайт atomicivan.ru

2012г. - Приз им. П. Лебешева за лучшую операторскую работу в дебютном фильме в конкурсе "Российские дебюты-2011" на X МФ кинематографических дебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске (Руслан Герасименков).

Полиграфия

    

Характеристики диска

Издатель Мистерия Звука
Упаковка Amaray
Дата релиза /Год 2012
Видеостандарт PAL
Тип диска DVD5
Размер двд /Gb 3.91
Формат видео /AR 16:9 (2,35:1)
Видеобитрейт /Mbps 6.10
Аудиоверсии /Kbps Русский DD5.1(384)
Субтитры Английские
Бонусы Нет

Структура диска

    

Меню и логотип







Скриншоты к фильму















Видеоклип в оригинальном формате

VIDEO • MPEG2

Комментарий к обзору

Издатель: Мистерия Звука (2012)
Изображение и Звук: претензий нет
Субтитры: английские
Меню: озвученное, статичное
Бонусы: нет



ruskino.ru

Заповедная зона
(рецензия на фильм "Атомный Иван")

Нынешний год оказался урожайным на стилизации и в отечественном, и в зарубежном кинематографе. Еще один новый фильм этого обычно редкого жанра – "Атомный Иван", созданный на стыке авторского кино и советской производственной мелодрамы. Как и большинство "картин не для всех", он сделан качественно, но довольно своеобразно. И впечатление от новой отечественной ленты если не полностью, то в немалой степени будет зависеть от того, насколько взгляды на мир ее создателей совпадают со взглядами каждого конкретного зрителя. Мне "Атомный Иван" в целом понравился, вот только забываться начал очень быстро – буквально через пару дней после просмотра.

По-моему, чтобы лучше понять данный фильм и верно оценить его достоинства и недостатки, нужно хотя бы в общих чертах представлять, что такое советская производственная мелодрама. Жанр этот ныне почти забыт (остались в памяти зрителей, пожалуй, только "Девять дней одного года", фрагмент которых не зря демонстрируется в "Атомном Иване"), но в свое время был очень популярен, хотя и не от хорошей жизни.

Дело в том, что правители страны победившего социализма крайне не одобряли любовные истории, в которых герои, увлеченные нежными чувствами, не обращали внимания ни на свою работу, ни на общественную жизнь. Пока (в 30-е – 50-е годы) самым популярным жанром советского кино оставались мюзиклы, все было не так страшно: зрители восхищались действительно прекрасно снятыми музыкальными номерами, а все остальные эпизоды воспринимали как время для того, чтобы перевести дух от восторга и замереть в радостном предвкушении новых песен и танцев. (Кстати говоря, в великих мюзиклах Голливуда той же эпохи сюжет обычно тоже весьма далек от совершенства, хотя и посвящен исключительно личным проблемам персонажей.)

Но когда во второй половине 50-х мюзиклы утратили популярность и режиссеры заинтересовались повседневной жизнью обычных людей, то возникла серьезная проблема. Хуже всего пришлось постановщикам реалистического кино, но разговор сейчас не о них. Режиссеры развлекательных картин в работе сталкивались с проблемами чуть меньшего калибра, но все равно серьезными, поскольку комедии и мелодрамы, посвященные исключительно частной жизни, советская власть не одобряла категорически.

Судьба отечественных лент легкого жанра была разной, но всегда не совсем складной. Некоторым комедиям и мелодрамам удалось-таки выйти в широкий прокат, сделать огромные кассовые сборы, заслужить преданную любовь зрителей… и получить массу разгромных критических отзывов. Другие фильмы так и остались лежать на полке или вышли в прокат, изуродованные цензурой до полной неузнаваемости и утратившие всякую художественную ценность.

Рисковать будущим своих работ и собственной карьерой отваживались немногие режиссеры, тем более что выход был прост. Производственные мелодрамы, в которых герои выясняли отношения на фоне доменных печей или колосящихся нив, цензура принимала гораздо благожелательнее.

Впрочем, даже в таких непростых условиях постановщики нередко создавали настоящие шедевры, величайшим из которых и поныне остаются вечно молодые "Девчата". В отдельный жанр превратились колхозные мелодрамы ("Тени исчезают в полдень", "Цыган", "Вечный зов"): переселившись на ТВ и став многосерийными, они оказались для советских зрителей неплохим заменителем популярных на Западе (и абсолютно неизвестных в СССР) "мыльных опер".

А вот производственные мелодрамы о горожанах, особенно об интеллигенции, со временем становились все более казенными. Тон в историях о любви в 70-е – 80-е годы задавал Эльдар Рязанов, и в его картинах (даже в "Служебном романе") чувства героев всегда были важнее их профессий. На этом блистательном фоне даже неплохие производственные мелодрамы с продуманным сюжетом и прекрасными актерскими работами (такие, как, например, сериал "Солнечный ветер") смотрелись бледно.

Когда цензура в нашей стране окончательно ушла в прошлое, производственные мелодрамы канули в небытие. Обычные зрительницы предпочитают теленовеллы, в которых любовные истории не прерываются рассказами о плохой работе шахты №3 или доменной печи №13. А обычные зрители с удовольствием смотрят сериалы о трудной работе ментов, в которых частная жизнь персонажей остается на десятом плане.

В целом такое положение вещей вряд ли когда-нибудь изменится, а одним из немногих исключений из идеально работающего правила стал "Атомный Иван" – признание в любви странному исчезнувшему жанру, чуднОму детищу советской цензуры. И зрителям при просмотре этой ленты очень желательно понимать, что, например, эпизод, в котором герои выясняют отношения рядом с работающей турбиной, заглушающей многие слова, – это отнюдь не ошибка режиссера, а очень узнаваемая особенность классической советской производственной мелодрамы.

Сюжет "Атомного Ивана", как и большинства мелодрам, в кратком пересказе выглядит абсолютной нелепицей, заставляя вспомнить бессмертное: "Чистая юношеская дружба Толи и Нины закончилась беременностью последней". Как и остальным фильмам данного жанра, смысл этой истории придают актерские работы – в частности, умение исполнителей передавать нюансы эмоций и отношений, скрытые за обычными будничными словами.

К счастью, с артистами "Атомному Ивану" очень и очень повезло. Скажу честно, я подобного даже не ожидала. Так что зрителей, которые о жанровых тонкостях советских времен знают мало, новая отечественная картина вполне может заинтересовать прекрасными актерскими работами.

Екатерина Васильева, Марина Голуб и Алексей Горбунов не умеют играть плохо, и их новые работы лишний раз доказывают этот неопровержимый факт. На Евгению Дмитриеву я впервые обратила внимание в прошлогоднем "Доме", где она сыграла гламурную жену московского журналиста. В "Атомном Иване" актриса создает совершенно иной, но столь же убедительный образ. Остальные исполнители ролей второго плана не столь известны, но тоже работают великолепно.

Однако основное внимание и режиссера, и зрителей, разумеется, обращено на главных героев, которых сыграли Юлия Снигирь и Григорий Добрыгин. Эти молодые актеры прославились после участия в очень громких проектах. (Снигирь сыграла Раду в дилогии "Обитаемый остров", Добрыгин разделил с Сергеем Пускепалисом приз Берлинского кинофестиваля за лучшее исполнение мужской роли в ленте "Как я провел этим летом".) Вот только, к сожалению, один успех отнюдь не гарантирует долгой и успешной карьеры. Более того, нередко бывает так, что молодые актеры, ставшие известными после первой же серьезной работы, всю оставшуюся жизнь не могут вырваться из прославившего их амплуа... Поэтому внимание к новым ролям Снигирь и Добрыгина было особенно пристальным.

К счастью, молодые актеры блистательно доказали, что слава обрушилась на них не случайно. В "Атомном Иване" Снигирь и Добрыгин создали яркие, достоверные образы, абсолютно не похожие на их звездные роли. Наблюдать за отношениями персонажей Юлии и Григория очень интересно, потому что они получились настоящими и живыми, а не надуманными. Что ж, вырваться из сладкого плена первого удачного амплуа – это половина успеха! За молодых актеров можно порадоваться и пожелать им и дальше меняться так же смело, неожиданно и интересно. Остальное приложится.

Помимо стилистических изысков и прекрасных актерских работ, в "Атомном Иване" есть еще одна очень хорошая вещь – смысл. Как и в большинстве талантливых произведений, в двух словах его выразить нелегко. Так что попробую добраться до смысла этого фильма огородами.

Во-первых, на мой взгляд, создатели "Атомного Ивана" пытаются понять, как в нашей стране за последние полвека изменилось отношение к атомной энергетике. В начале 60-х, во времена, когда на экраны вышли "Девять дней одного года", все было просто. Никто не сомневался, что за мирным атомом – будущее, и потомки непременно скажут спасибо бесстрашным исследователям, которые жертвовали своими жизнями, чтобы поставить великую энергию на службу людям.

Но, как и всегда в СССР, истинная реальность даже тогда сильно отличалась от глянцевой кинематографической идиллии. Уже второе десятилетие от лучевой болезни мучились и умирали люди, жившие по соседству с полигонами, на которых проводились испытания советских атомных бомб. Уже произошла (в 1957 году) катастрофа на НПО "Маяк", в результате которой пострадали двести пятьдесят тысяч человек. Вот только, в отличие от Чернобыля, случилось это очень далеко от государственной границы – на Урале, поэтому власти сумели скрыть страшное событие и от западных корреспондентов, и от большинства советских людей.

Но, несмотря ни на что, в начале 60-х советские кинематографисты смело смотрели в будущее. Они не сомневались, что все страшное осталось позади, а из катастроф люди сделают правильные выводы и не допустят ничего подобного в дальнейшем.

Эта иллюзорная вера в лучшее продержалась на удивление долго. Ей не мешали даже почти ежегодные (хотя и более мелкие по масштабу) аварии на НПО "Маяк". Советское начальство нашло беспроигрышный, как ему казалось, вариант развития страны: тупым капиталистам продавали нефть и газ, а на вырученные деньги строили в СССР эффективные и безопасные АЭС. Могу представить, как насмехались в своем тесном идеологически выдержанном кругу партийные бонзы над безмозглыми буржуинами…

Великая иллюзия перестала существовать 26 апреля 1986 года. Именно тогда весь мир узнал и навсегда запомнил прежде известное лишь местным жителям слово "Чернобыль".

Пессимисты ждали самого страшного, в том числе превращения всего евразийского континента в радиоактивную пустыню. К счастью, совсем уж жуткие прогнозы не оправдались. Страна понемногу залечивала страшную рану. Жизнь продолжалась. Но триумфальное шествие АЭС по планете застопорилось надолго.

Годы сменяли один другой, разваливались империи и создавались новые государства, цвет времени менялся неотвратимо, и со временем люди начали забывать пережитый ужас. Технический прогресс требовал все большего количества энергии, а покупать нефть и газ у развивающихся стран западные политики считали слишком дорогим удовольствием. О перспективах строительства новых, безопасных АЭС заговаривали все чаще.

Но когда казалось, что Чернобыль окончательно ушел в прошлое, грянула авария на Фукусиме. Гораздо меньшая по нанесенному ущербу, она шокировала многих даже сильнее. Люди, не понаслышке знающие, с каким размахом воровства и приписок строили в СССР, удивляются не тому, что рванул Чернобыль, а тому, что катастрофы подобного масштаба случались в стране победившего социализма относительно редко. Япония – совсем другое дело. Уровень коррупции там выражается крупной отрицательной величиной, а технологии едва ли не самые передовые на планете. И если японцы половину родной страны застроили АЭС – значит, они ни секунды не сомневались в их полной безопасности.

Но авария случилась все равно. Авторитетные ученые сколько угодно могут объяснять, что проектировщики Фукусимы совершили лишь одну ошибку – не предусмотрели возможность настолько страшного землетрясения и цунами, а если бы АЭС такого типа стояла на сейсмобезопасной территории, то авария никогда бы не произошла. Этим благим заверениям не верится просто потому, что и НПО "Маяк", и Чернобыль построили там, где землетрясения невозможны в принципе. Так что, увы, полной безопасности в мире нет. Гарантировать безаварийность каждой конкретной АЭС не может никто: самые талантливые архитекторы и инженеры время от времени ошибаются, самые идеальные проекты иногда искажаются при строительстве, самая идеальная техника порой ломается из-за неправильной эксплуатации.

А ведь помимо реального вреда, который причиняют аварии на АЭС, есть еще и страх людей перед радиацией, который не менее разрушителен. Опасность радиофобии проще всего объяснить на другом, но тоже очень показательном примере. Когда несколько лет назад грузинские телевизионщики объявили в одной из своих программ о начале войны с Россией, у некоторых впечатлительных зрителей после этой новости случился инфаркт. Еще ни одной бомбы не упало на Грузию, все родные и друзья были живы, а продукты свободно лежали на магазинных полках, но страх перед будущим оказался сильнее реального положения вещей. Потом телевизионщики долго извинялись и объясняли, что хотели лишь проверить патриотизм родного народа и его готовность защищать демократические завоевания, но здоровье пострадавшим эти заверения не вернули. А ведь страх перед радиацией в гораздо большей степени основан на реальных фактах, и его намного сложнее нейтрализовать…

Так что вполне можно понять десятки тысяч японцев, которые выходили на демонстрации, требуя закрыть все АЭС в стране. Но правительство этого вполне демократического государства к мнению граждан не прислушалось, что тоже объяснимо. Потребление энергии растет с каждым годом, и даже самые убежденные противники АЭС не согласятся ни отказаться от бытовой техники, ни пользоваться в темное время суток свечами вместо электрических лампочек. Так что, похоже, всем нам придется привыкать жить по соседству с формально мирным атомом, который способен в любой момент превратиться в весьма агрессивный и смертельно опасный…

Я не знаю, как ко всем этим проблемам относятся профессиональные атомщики. Могу допустить, что гораздо спокойнее, чем я, поскольку специалисты лучше всех знают и о том, как защититься от радиации, и о том, сколько ее получают среднестатистические люди, живущие далеко от АЭС. Но мне, полному профану во всех этих вопросах, некоторые эпизоды "Атомного Ивана" смотреть было просто страшно. Меня трясло, когда я видела экскурсию по АЭС, на которую школьников привели на следующий же день после пожара на станции (неважно, что сгорел вроде бы только барак, в котором жили строители). Ужаснул эпизод, в котором сотрудники АЭС в жаркий день поливали из шланга трубы станции, а детишки старались попасть под дармовой душ. На этом фоне даже охлаждение бутылок с пивом в речке, которая течет мимо АЭС, смотрелось уже не так жутко…

Конечно, я не знаю, насколько мои впечатления от увиденного совпадают с мнением большинства, но если принять как рабочую гипотезу, что они более-менее типичны, то до истерики бояться мирного атома люди, похоже, будут еще долго. Грустный, хотя и закономерный итог технического прогресса!

Почему же атомщики не уезжают от АЭС, подвергая риску собственные жизни и жизни своих детей? Это, по-моему, второй вопрос, который интересовал создателей "Атомного Ивана". Ответов получилось несколько.

Об одном из них я уже писала: по-моему, атомщики лучше всех понимают реальную степень риска и способы защиты от него, а также то, что мест, полностью безопасных от радиоактивного излучения, на Земле осталось очень немного.

Кроме того, как верно заметил Антуан Сент-Экзюпери, владеть можно лишь тем, чему ты себя отдаешь. Большинство атомщиков приехали в новый город еще до того, как АЭС была построена; они вложили в ее создание не только силы, но и частичку души, как бы пафосно это ни звучало. Для сотрудников станции она не просто место работы, а еще и неотъемлемая часть жизни. Отказаться от этого можно только ради чего-то по-настоящему значительного.

Но найти столь же важное и значимое дело атомщикам нелегко. Специалисты достаточно узкого профиля нужны очень немногим организациям, а неквалифицированный труд не только плохо оплачивается, но еще и не приносит радости. Что ждет атомщиков, например, в Москве? В лучшем случае – должность рядового менеджера, в худшем – продавца. Для молодых людей без образования – совсем неплохо, для профессионалов экстра-класса – унизительно.

Но есть в этой ситуации и еще один аспект, о котором в новой отечественной картине сказано просто и без всякого пафоса. Атомщики, по каким бы причинам они ни выбрали свою профессию, продолжают работать, несмотря на несомненный риск и не слишком высокую зарплату, просто потому, что безопасность АЭС напрямую зависит от квалификации ее сотрудников. А уж в недобрые времена всяких форс-мажоров профессионалы и вовсе на вес золота…

Атомщики понимают это лучше всех. Потому и продолжают работать – чтобы у всех остальных было чуть больше шансов уцелеть, если какая-нибудь АЭС вдруг рванет. Вот и все…

Еще одна проблема, которая явно интересовала создателей "Атомного Ивана", – это отношения искусства и жизни. Тут все просто: и новая отечественная лента, и авангардная постановка, которую ставят ее герои, неопровержимо доказывают: самую нелепую историю можно сделать достоверной, если постараться. Ведь искусство, даже самое реалистичное, – это всегда немного аллегория.

А с такой точки зрения "Атомного Ивана" можно понять не только как историю об атомщиках, но и как рассказ о каждом из нас независимо от национальности и профессии. Все мы, зная, что смертны, живем так, словно бессмертны, и по мере своих сил стараемся отсрочить всемирный апокалипсис. Конечно, некоторые люди готовы взорвать полмира, если это хоть немного поможет их шкурническим интересам. Но таких сволочей, к счастью, немного. И очень хочется верить, что совместными усилиями люди доброй воли рано или поздно сумеют максимально сузить негодяям простор для мерзкой деятельности…

Так что в общем и целом "Атомный Иван" получился очень и очень достойным, особенно для дебюта в полнометражном кинематографе. Этот фильм имеет смысл посмотреть всем поклонникам сыгравших в нем актеров, а также "жизненного", реалистичного кино. Но людям, страдающим радиофобией, картина категорически не рекомендуется: все же немалая часть событий в ней разворачивается на АЭС, и, хотя абсолютно ничего страшного в кадре не происходит, это все равно зрелище не для слабонервных.

Светлана Степнова




Отклики

Пока откликов нет