Автор: Чапай
Дата внесения: 2005-12-24 Просмотров: 2298
ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ
Аннотация
Мистическая драма. Петербург накануне I мировой войны. Жизнь России
окрашена в роковые цвета увядания, гибнет целая эпоха - но обреченность
полна возвышенной символики и красоты…
Фильм
ЛЕНФИЛЬМ, 1988, цв., 11 ч., 2991 м., 109 мин.
В
ролях: Виктор Авилов, Анна Демьяненко, Михаил Козаков, Иван Краско, Вадим
Лобанов, Валентина Малахиева.
Режиссер-постановщик: Олег
Тепцов.
Автор сценария: Юрий Арабов.
Оператор-постановщик:
Анатолий Лапшов.
Художники: Наталья Васильева, Лариса Конникова
(костюмы).
Композитор: Сергей Курехин.
Звукорежиссер:
Александр Груздев.
Премия «НИКА» в номинации «Художник по костюмам»
за 1988 годНейтрально звучащий заголовок рассказа «Серый автомобиль»
Александра Грина не случайно модифицировался в проникнутый едкой иронией
«Господин оформитель», улавливающий перерождение искусства в декадентское
(напомним, что «декаданс» — есть разрушение) оформительство, уже лишенное
человеческой души. Натура подменяется искусным муляжом, фантомом, своего
рода «живым мертвецом». Этот фильм, появившийся в перестроечные годы,
подавался как «первый советский мистический триллер» (с чем могли поспорить
и «День гнева» Суламбека Мамилова, и «Десять негритят» Станислава
Говорухина, все-таки вышедшие раньше) или же в качестве своеобразного
посвящения русскому искусству начала века (сценарист Юрий Арабов, кажется,
впервые «изменивший» постоянному режиссеру Александру Сокурову, признавался
в интервью, что хотел «снять шляпу перед авангардом»). Пожалуй, именно из-за
модного налета мистицизма в истории художника Платона Андреевича, который
был влюблен в юную натурщицу Анну, позже умершую от чахотки, а потом
встретился будто с «ожившей мумией» — Марией, молодой женой Грильо, нового
заказчика, как две капли воды похожей на давно преданный земле «идеал во
плоти», все-таки эстетская лента Олега Тепцова довольно часто показывается
по разным телеканалам. А недавняя преждевременная смерть (и от редкой
болезни — саркомы сердца) одного из важных участников картины (намеренно
разностильная, тотально постмодернистская музыка Сергея Курехина на самом
деле задает тон в несколько запутанном повествовании) вносит дополнительный
роковой смысл в рассказ о том, что художественные игры на грани с
потусторонним нередко заканчиваются плачевно. Восковая кукла губит обоих
мужчин, сделавших ее объектом поклонения. Искусственное, будучи возведенным
в абсолют, затем подменяет реальное и способно привести к его своеобразной
аннигиляции (мотив, заявленный еще поздним романтиком Гофманом в «Золотом
горшке», а также ранней предтечей мистического авангарда Эдгаром По в
«Овальном портрете»). Но как ни выигрышен в зрелищном отношении
метафизический слой «Господина оформителя» (хотя стремление попугать
зрителей порой выглядит немного наивно), фильм в большей степени любопытен
по бессознательно-варварскому смешению эпох и стилей (от модерна до «ар
деко», от «серебряного века» до декаданса) и по неожиданной рифмовке
«межвременья» 10-х годов и кануна распада советской системы. Кстати, Михаил
Козаков, сыгравший как бы «нового русского» начала века, стал эмигрантом уже
90-х годов, но еще обостреннее пережив вынужденный отъезд и состояние
подвешенности между «немытой Россией» и «землей обетованной», все же, по
сути, вернулся. А оставшийся на родине в 20-е годы, но вскоре умерший
Александр Грин — точно как «житейский идеалист» Федя Протасов, пытавшийся
интеллигентно выйти из пошлого положения, когда жена (читай: родина)
изменила с другим. Отчизна сама выталкивала «живых трупов» за границу или
«милостиво» дозволяла умереть в забвении среди тех, кто, в основном, был
лишь формально жив.
Сергей Кудрявцев
Полиграфия
Характеристики диска
Издатель |
Крупный План |
Дата релиза /Год |
2005 |
Видеостандарт |
PAL |
Тип диска |
DVD5 |
Размер двд /Gb |
4.28 |
Формат видео /AR |
4:3(1,33:1) |
Видеобитрейт /Mbps |
5.45 |
Аудиоверсии /Kbps |
Русский DD5.1 (448), DD1.0 (192) |
Субтитры |
Нет |
Бонусы |
Фильмографии |
Структура диска
Меню и логотип
Скриншоты к фильму
Комментарий к обзору
Автор: Чапай
Дата:
22.09.05
Издание "Крупного плана".
DVD5 (DVD-R), 4.28 Гб.
Картинка 4:3. Средний битрейт - 5,45 mbps. Звук - 5.1 (448), 1.0 (192).
Субтитров нет. Меню анимированное, озвученное. Допы:
фильмографии.
В фильмографиях указано, что это дипломная работа
О.Тепцова (1986), которая вышла в прокат (1988) в новой редакции. Музыка -
С.Курехина.
Наверное, это первый и последний советский фильм, снятый
в мистическом жанре...